Ослепительная коллекция картин Модильяни, которая с большой помпой была выставлена в Италии в минувшем году, по большей части состояла из подделок. Специалисты подтвердили, что лишь одна из 21-й изъятой с выставки картины имела сертификат подлинности. Об этом вчера, 10 января,сообщила британская газета The Telegraph.
Теперь работы, которые, как считалось, стоили десятки миллионов,скорее всего, будут уничтожены.
Картины, о которых идёт речь, демонстрировались на ретроспективе Амедео Модильяни в Палаццо Дукале в Генуе. Экспозиция открылась 16 марта и должна была работать до 16 июля. Посмотреть на произведения франко-итальянского экспрессиониста, среди которых были его неповторимые «лежащие обнажённые», пришли десятки тысяч посетителей.
Однако искусствовед из Тосканы Карло Пепи ещё за месяц до показа поднял вопрос о достоверности полотен, и добился прекращения экспозиции на три дня раньше запланированного. Он заявил, что стиль и качество даже той работы, которую использовали для промоушена, не выдерживает никакой критики. Сомнительные картины были переданы на экспертизу. После длительного изучения специалисты пришли к выводу, что 20 произведений были искусно выполненными фальшивками. Лишь одна имела сертификат подлинности, выданный итальянским правительством,и оказалась оригиналом.
Имитации включали портрет художника и писателя Жана Кокто, ню и другие портреты. Эксперты предупреждают, что коллекция — лишь «верхушка айсберга». Модильяни, чьи картины приносят огромные суммы на аукционах, остаётся одним из самых подделываемых художников в мире.
«Наконец-то, всё вышло наружу, — цитирует The Telegraph Карло Пепи, который считает, что большинство фальшивок были написаны в 1980-х годах. — Я много лет борюсь с суррогатом „под Модильяни“. Ситуация гротескная: иногда кажется, что он писал больше после смерти, чем в течение жизни».
Консультант Изабелла Кватрокки, которую следователи пригласили для изучения спорных произведений, подтвердила мнение своего коллеги и назвала полотна«откровенно фальшивыми». По её словам, даже рамы этих картин «не имеют ничего общего ни с контекстом, ни с историческим периодом с Модильяни» — они были изготовлены в Восточной Европе и Соединённых Штатах.
Марк Рестеллини, французский эксперт по Модильяни, считает, что в мире существует «по меньшей мере тысяча [его] подделок». Фальшивки начали производить ещё в 1920-х годах, вскоре после смерти 35-летнего художника от туберкулёзного менингита. А научное исследование произведений, которые теперь ему приписывают, началось лишь недавно.
Ныне под следствием находятся три человека, в том числе — куратор художественной выставки Руди Кьяппини и венгерский арт-дилер Джозеф Гуттман, которому принадлежит 11 работ. Первый говорит в свою защиту, что картины, о которых идёт речь, «до сих пор без оговорок признавались международным научным сообществом». Сами полотна сейчас хранятся у итальянской полиции,которая пытается установить их авторство.
Палаццо Дукале отвергает все обвинения в попытке обмануть посетителей. Учреждение утверждает,что доверилось Кьяппини, который почти два десятилетия был директором Музея современного искусства в швейцарском Лугано.
В эти дни крупнейшая в Британии ретроспектива Амедео Модильяни проходит в лондонской галерее Тейт Модерн. Кураторы учреждения и итальянские эксперты уверяют, что все представленные там произведения — оригиналы.
Напомним, на аукционе в 2015 году «Лежащая обнажённая» (1917 — 1918) Амедео Модильяни была продана за колоссальные 170,4 млн долларов, и сейчас входит в топ-5 самых дорогих картин в мире. Этот факт, а также отсутствие полного систематического каталога произведений художника привлекает фальсификаторов. По последним оценкам, в мире существует около 350 картин экспрессиониста. Однако точное количество работ установить трудно, поскольку живописец часто делал рисунки в обмен на еду и выпивку в парижских ресторанах.
Сейчас независимые специалисты параллельно воплощают два проекта, чья цель — минимизировать количество подделок «под Модильяни». Уже упомянутый Марк Рестеллини составляет полный каталог произведений художника. А международная команда экспертов разрабатывает стандарты аутентификации его полотен. В частности,проводится изучение пигментов, что поможет в дальнейшем определять подлинность работ.
Основатель базы данных Modigliani Project Кеннет Уэйн надеется, что к 2020 году — столетию со дня смерти художника — фальшивки перестанут быть серьёзной проблемой для учёных, дилеров и коллекционеров Модильяни.
Автор: Влад Маслов, artchive.ru