Дэвид Баукэ частый гость в России — здесь он не только бывает по долгу службы, но и проводит ежегодный отпуск с ламой. За что немцы любят русских девушек и почему российские пилоты стали меньше пить, Дэвид рассказал в интервью ЕТВ.
Каждый год вместе с ламой Оле Нидалом и тремя сотнями буддистов со всего мира Дэвид Баукэ проезжает всю Россию по Транссибирской магистрали с традиционным Зимним туром, который приходится на крещенские морозы. ЕТВ расспросил пилота, как меняется Россия и ее люди.
«Я думал, что в России мужчины алкоголики, а девушки — фотомодели»
— Дэвид, лама Оле путешествует по всему миру (прим.ред. ежегодно Оле Нидал совершает кругосветное путешествие с лекциями и курсами), почему ты ездишь именно в Россию?
— Россия — это фантастическое место. Российские просторы и расстояния поражают: ни в одной стране мира нет ничего подобного. Каждый год, когда мы едем в Зимний тур, я вижу из окна поезда завораживающую картину: синее небо и яркое солнце, которое отражается в белоснежном снегу и светит в окна. И этот медитативный стук колес: «тудум-тудум». Для меня это момент радости и умиротворения, который я с нетерпением жду каждый год. Поскольку я регулярно бываю в России последние 12 лет, я неплохо знаю здешние правила,традиции и обычаи, поэтому я помогаю тем буддистам, которые приехали сюда впервые.
— Помнишь ли свои первые впечатления о России,о людях?
— Сначала я думал, что в России все мужчины алкоголики, а все девушки — фотомодели (смеется). Как и многие иностранцы,я столкнулся с тем, что русские не так открыты, как европейцы,и с незнакомцами ведут себя несколько отчужденно. Но если растопить этот лед, вдруг оказывается, что нет более теплых,щедрых и эмоциональных людей, чем русские. Завоевав доверие русского, становишься его другом на всю жизнь. В Германии такого нет, к сожалению.
— И что же нужно сделать, чтобы растопить этот лед?
— В России очень любят, когда иностранцы говорят по-русски или по крайней мере пытаются это делать. Русский язык сложный, он не слишком распространен в мире, и когда люди здесь видят, что я izuchayu russkiy yazik, чтобы лучше понимать и знать Россию, им очень приятно. А еще с русскими лучше не говорить о политике, особенно сейчас. О чем угодно — о погоде, о философии, о разнице культур, но только не о политике. Русские очень любят свою страну — гораздо больше, чем немцы, например, — и очень ревностно отстаивают свои политические взгляды. Есть риск кого-нибудь обидеть или оказаться непонятым.
Babooshka стала добрее
— Какие у тебя впечатления о Екатеринбурге? Насколько я знаю, ты сюда много летал, как пилот.
— Екатеринбург классный город! Мне всегда нравилось сюда приезжать и по работе, и с Зимним туром. Кольцово — прекрасный аэропорт, очень удобный для пилотов. Никогда здесь не было проблем. Хочу заметить, что в Екатеринбурге самый красивый ледовый городок. Я проезжаю всю страну и в каждом городе иду смотреть на ледовый городок — для европейца это уникальное зрелище. А еще в Екатеринбурге люди особенно веселые и темпераментные. Сегодня после лекции будет традиционная вечеринка в одном из клубов города, я жду ее с нетерпением, потому что в Екатеринбурге веселятся просто огненно! Помню, когда Lufthansa летала в Екатеринбург, мой коллега Бодо, тоже буддист, всегда просил руководство отправлять его сюда — он влюблен и в город, и в людей.
— Ты говоришь, что бываешь в России и Екатеринбурге последние двенадцать лет. Что изменилось за эти годы в стране и в городе?
— Люди в России становятся мягче и приветливее. Признаться, я немного волновался, что отношение русских к европейцам после многочисленных конфликтов и санкций Запада изменится не в лучшую сторону. Но все осталось прежним — русские вовсе не настроены враждебно. За эти годы сервис поменялся в лучшую сторону, и это очень радует. Помню,раньше в гостинице на каждом этаже была такая babooshka,которая следила за порядком. Сердитая, как огнедышащий дракон — если спросишь ее о чем-то, отправит прямиком в ад. А сегодня я поселился в одном из отелей Екатеринбурга и снова отметил, насколько приветливее стал персонал. Babooshkи все еще следят за порядком на этаже, но даже они стали гораздо добрее. Сегодня, например, сдал вещи в прачечную: забыл прочитать, что можно сдавать только джинсы и футболку и положил носки тоже. Babooshka немного поворчала, но сказала,что постирает и носки тоже.
— Есть знаменитая русская поговорка «что русскому хорошо, то немцу смерть», которая подразумевает, что мы настолько разные, что нам никогда друг друга не понять. Ты согласен?
— Не согласен. Мы и правда очень разные, но нам есть чему поучиться друг у друга. Нам не хватает гибкости, спонтанности и тонкой интуиции, свойственных русским — мне кажется, нет такой проблемы, которые русские не смогли бы решить. Мы,немцы, со своим стремлением все структурировать и упорядочивать слишком уж прагматичны, а оттого порой скучноваты. А если бы русские позаимствовали у немцев организованность и не откладывали бы все на завтра,вам бы просто не было цены! Должен сказать также, что нашим девушкам есть чему поучиться у ваших. Я без ума от русских девушек! (голос заметно теплеет) Когда я впервые приехал в Россию, на третий же день своего путешествия влюбился в русскую девушку. В вас так много женской энергии, которую вы проносите через всю жизнь. Сегодня я был в городском парке и видел много молодых женщин, которые гуляют с детьми. И они все красавицы! Даже став матерями, русские девушки наслаждаются своей красотой. Увы, нашим женщинам этого не хватает.
Российские диспетчеры — это «мамы» авиации
— Знает ли руководство Lufthansa, что ты буддист?
— Да, я этого факта не скрываю. У нас очень много буддистов — среди пилотов я знаю минимум трое учеников ламы Оле,а среди бортпроводников — не меньше тридцати. Это только буддисты традиции Карма Кагью, а есть еще представители других школ. Насколько мне известно, в Lufthansa работает где-то около трехсот буддистов.
— Помогает ли буддийская практика в твоей работе?
— Да, очень. Многолетняя практика медитации позволяет мне удерживать внимание на важных вещах. Известно, что самый ответственный и самый сложный момент в управлении самолетом — это снижение и посадка, когда шасси еще не коснулись посадочной полосы. Мне не приходится прилагать усилий, чтобы сконцентрироваться на процессе, я не думаю о том, что я делал вчера и чем буду заниматься завтра. Я полностью сосредоточен на том, что происходит здесь и сейчас — именно этому меня учат мои буддийские учителя.
— Давай поговорим об авиации. Интересно знать твое мнение: почему в России так нередки авиакатастрофы? С чем это связано?
— В России стали значительно реже происходить авиакатастрофы после того, как Путин запретил эксплуатировать старые российские самолеты — ИЛ, ТУ, АН,а также старые Airbus и Boeing. После этого ситуация в российской гражданской авиации стала гораздо лучше. Я думаю, что большинство аварий было связано с тем, что было слишком много старых бортов.
— Но ведь говорят, что возраст самолета не влияет на аварийность.
— Конечно, влияет. Если самолету двадцать лет, то у него наверняка неоднократно поменяли все детали и двигатели,но фюзеляж остается двадцатилетним. А главное, в старых самолетах устаревшая система навигации, в которой сложно разобраться, и это может быть критично во внештатной ситуации. Разница между приборами в старом ИЛ и новым Airbus такая же, как между старым дисковым телефоном и твоим смартфоном. Сейчас мы просто смотрим на дисплей и проверяем: топливо в порядке, давление в порядке, двигатели в порядке. В старом самолете с огромной приборной панелью на проверку самолета уходило значительно больше времени. Помню, много лет назад мне удалось зайти в кабину ИЛ к своим российским коллегам. И увидел, что переключатель топливного прибора сломан и вместо него примостили пластиковую ложку. Это работало! Сейчас, к счастью, такого нет. Кроме того, российские пилоты стали значительно меньше пить.
— Пить?! То есть, наши пилоты могут летать пьяными?
— Это давняя проблема, к сожалению. У нас в Lufthansa есть такая шутка: немецкий пилот прекращает пить за 12 часов до полета, а российский пилот — за 12 шагов.
— А как узнать, что самолет ведет нетрезвый пилот?
— Пассажирам? Никак. Могу тебя успокоить — если он профессионал, он будет все держать под контролем. К слову о профессионализме: в российской гражданской авиации работает много бывших военных летчиков, и это огромный плюс. У них совсем другая школа, они точно знают, как действовать в сложных ситуациях. Этого очень не хватает западным пилотам. Хочется отдельно сказать о российских диспетчерах. Сейчас во всем мире, в том числе в России, система гражданской авиации примерно одна и та же,но в советские времена к диспетчерам предъявляли очень высокие требования. На них ложилась огромная ответственность за полет, и если что-то случалось, в первую очередь спрашивали с диспетчера. Пилоты называли их «мамами советской авиации». Поэтому советская школа подготовки диспетчеров была очень сильная. Люди, которые работают еще с тех времен, конечно, профессионалы высочайшего класса.
— Что бы ты посоветовал всем аэрофобам?
— Во-первых, не стыдиться своего страха. Примерно 80% людей боятся летать, но мало кто признается в этом открыто. Больше скажу — я знаю бортпроводников, которые боятся летать. В этом нет ничего постыдного. Сам я, конечно, не боюсь летать,но природа этого страха мне понятна. Когда мы садимся в самолет, мы фактически доверяем свою жизнь незнакомому человеку. Мы ведь даже его лица не видим! Это все равно, что ложиться на операцию к хирургу, которого вы раньше не видели. Я бы посоветовал побольше узнавать об авиации: изучать статистику, особенности самолета. И стараться успокоиться. Тысячи людей стараются сделать так, чтобы самолет был самым безопасным видом транспорта и вы долетели легко и приятно.