Продовольственный кризис в Германии к началу 1917 г. начал превращаться в настоящий голод, уносивший в могилу десятки и сотни тысяч людей. Могучим толчком, способствовавшим дальнейшему подъему антивоенного движения масс, явилась Февральская революция в России. Известие о революционном свержении династии Романовых потрясло господствующие классы Германии. Паникой были охвачены и правительство, и рейхстаг, и буржуазные партии.
Чтобы успокоить народные массы, шейдемановцы открыли демагогическую кампанию «за демократизацию и мир по соглашению». Опасаясь перенесения революционного опыта русского пролетариата на германскую почву, правые социал-демократы и независимцы прилагали немало усилий, чтобы убедить германскую буржуазию, особенно консерваторов, продолжавших проявлять упрямство не медлить с осуществлением обещанных реформ. Путем быстрых реформ они стремились оградить германский империализм от революции. 19 марта 1917 г.
Шейдеман опубликовал в газете «Форвертс» нашумевшую статью («Время действовать»), в которой заявлял, что революция назревает, «часы показывают без пяти двенадцать» и что для предотвращения революционного взрыва необходимы некоторые реформы. Либеральные круги, понимавшие, что одних карательных мер недостаточно для успокоения взбудораженных масс, присоединили свои голоса к требованиям реформ.
7 апреля 1917 г. было обнародовано так называемое «пасхальное послание» кайзера, содержавшее туманные фразы о «новой ориентации», о реформе прусской палаты господ, устранении в Пруссии пресловутой трехклассной избирательной системы и введении всеобщего и прямого (но не равного) избирательного права и т. д., причем все это было обещано осуществить не сразу, а лишь «после возвращения воинов», т. е. по окончании войны. Послание по-прежнему обходило вопрос о распространении имперского избирательного права на Пруссию, сохраняя по сути дела все ранее существовавшие преимущества для ее господствующих классов.
Спасибо что читаете нас, если вам понравилось,
то подписывайтесь на наш Дзен "История в Огне" .