Николай Сенченко: Коллекционером нужно родиться

  Осенью на почту пришло приглашение Николая Сенченко из Алматы посетить виртуальное сообщество "Экслибрисландия" и, по желанию, присоединиться к его работе.

Осенью на почту пришло приглашение Николая Сенченко из Алматы посетить виртуальное сообщество "Экслибрисландия" и, по желанию, присоединиться к его работе. Приглашение приняли, и чтобы не показаться хозяину сообщества совсем уж «чайником», решила найти информацию о нём в Интернете; сразу попала на статью «Я – экслибрисист». Когда дошла до фразы: «...я переписывался со многими известными людьми. Вернее, я писал, а они, будучи культурными и воспитанными людьми, мне отвечали...», поняла, что парой писем мы уж, точно, обменяемся.

Николай Васильевич меня в ту пору постоянно удивлял. Тем, что коллекционировал всё, или почти всё, причём не просто складывал в ящики и папки, а описывал, систематизировал по темам, в любой момент мог найти любую открытку, которая требовалась.

Открыток к тому времени у него было 94 тысячи! И он мечтал пополнить коллекцию до ста тысяч! Меня это просто приводило в шок. Я находилась под завалами своих экслибрисов, которых всего - то и было несколько папочек и грустила очень оттого, что экслибрисы у меня везде, на полках, в шкафу, книгах и я не могу ничего поделать, чтобы они каждый заняли своё одно единственное место, а тут почти сто тысяч только открыток, а ещё марки, книги, монеты, этикетки и экслибрисы.

Я открыла наш шкаф и подумала, отчего же не помочь с пополнением коллекции открыток Николая Васильевича. Похоже, недостающие тысячи лежали в коробках у нас на полках. Открытки были разные, остались от Фёдора Дмитриевича, никто ими в семье не интересовался, и я, с позволения супруга, отправила несколько бандеролей в Казахстан. Николай Васильевич слал восторженные письма, в благодарность собрал нам толстый конверт с книжными знаками из дублей своей коллекции.

Не могу похвастаться собранностью и организованностью, которая присуща Николаю Васильевичу и у меня неделями, а то и месяцами могут лежать конверты для отправки в Казахстан. Отправлю! Обязательно!

Статью, с которой началось моё знакомство с коллекционером, Николай Васильевич любезно разрешил опубликовать в сборнике. Знакомьтесь. Коллекционер из Алматы Николай Васильевич Сенченко. Его кредо: "Всё интересное не собрать, но к этому стремиться нужно…"

***

Родился в казахстанском городе Актюбинске. Появился на свет в необычный день – в День Николая Угодника. И так как оказался ребёнком слабеньким, меня назвали Николаем и отдали под опеку Святому. Спасибо ему – выжил и прожил интересную жизнь. Из-за моего здоровья родители вынуждены были уехать в маленький посёлок Хром-Тау под Актюбинском. Рос любознательным – в районной библиотеке был своим человеком. Заходил в самые дальние комнаты, куда никого не пускали, и сидел там целыми днями. Был случай, что обо мне забыли. Хорошо, что библиотекарь, тётя Лиля, вспомнила по дороге домой и вернулась, а я и не заметил.

Убеждён, что коллекционером невозможно стать, им надо родиться. Вот им я и родился на беду родителям. Выписывал марки по почте из Москвы, Ленинграда, Киева. Помню, как мама, чтобы стимулировать моё желание учиться, шла на маленький шантаж – прятала мой кляссер с марками и давала только тогда, когда появлялись школьные успехи. Но я нашёл это место, доставал тайком марки, любовался ими и вновь клал обратно. Когда уже взрослым рассказал маме про эту хитрость, то получил подзатыльник.

Покупал массу книг в книжном магазине посёлка и даже ездил по району, где находил уценённые книги 1950-х годов. Тратил много денег на конверты – переписывался со многими известными людьми. Вернее, я писал, а они, будучи культурными и воспитанными людьми, мне отвечали. На память об этом у меня остались автографы актюбинских поэтов К.Деркаченко и Р.Трофимова, известных писателей Н.Рыленкова из Смоленска, В.Лидина и А.Мошковского из Москвы, П.Крученюка из Кишинёва... Любовь к автографам осталась до сих пор.

Об известном в то время собирателе автографов И.П.Сергееве, жившем в посёлке Карамышево Псковской области, написал маленькую заметку на основе нашей переписки и отправил её в московский еженедельник "Книжное обозрение". К моему удивлению, её опубликовали в номере от 18 сентября 1970 года – ровно за три месяца до моего 18-летия.

В Актюбинске был знаком (заочно) не только с поэтами, но и с художником Сергеем Васильевичем Кукурузой. Мы с ним долго переписывались, он много раз приглашал в гости, но из-за своей стеснительности я так ни разу у него и не побывал, о чём сейчас жалею и ругаю себя. Сергей Васильевич рассказывал мне о творческих поездках, присылал гравюры; он первым показал мне, что это такое "экслибрис"; присылал свои работы и других художников.

Актюбинская газета "Путь к коммунизму" в 1970 г. опубликовала заметку "Подарок книголюбам" о том, что С.В.Кукуруза подарил альбом своих экслибрисов ленинградскому коллекционеру книжных знаков Б.А.Вилинбахову. А у меня уже хранилось письмо Бориса Афанасьевича и 4 книжных знака, которые он прислал. После смерти Вилинбахова в декабре 1969 г. мы стали переписываться с его вдовой – чудесной, добрейшей женщиной. Екатерина Антоновна писала мне о том, как устраивала огромную коллекцию мужа. Прислала переписанные собственноручно воспоминания Бориса Афанасьевича и его же неопубликованный каталог "А.С.Пушкин в книжном знаке". И постоянно дарила мне книжные знаки из дублей коллекции мужа. И долгие-долгие годы хранились у меня все экслибрисы, присланные и С.В.Кукурузой, и Е.А.Вилинбаховой, но я в то время серьёзно занимался открытками.

Настало время, экслибрисный дух вселился и в меня. 10 октября 1998 г. я достал из архива все запасы и пересчитал – получилось 326 штук. Этот день и является Днём рождения моей коллекции.

С тех пор она значительно выросла.

Я лично познакомился с казахстанскими художниками-экслибрисистами – Б.А.Ткаченко и А.Л.Лежниным из Тараза, А.Отеген-Тана и М.Жаксыгариной из Актобе. В моей коллекции хранятся 400 книжных знаков А.Отеген-Тана. Кстати, российские коллекционеры знают его как Ануара Утегенова.

Но больше, чем Ануара, у меня подборка экслибрисов известного художника из Екатеринбурга Р.В.Копылова - 410. Рудольф Владимирович сделал для меня три книжных знака.

В сентябре 2001 г. познакомился с Н.А.Полонской. Надежда Анисимовна – известный в Алмате искусствовед и директор антикварной галереи Ретро". На первой встрече мы обменялись – из моего обменного фонда она взяла 55 экслибрисов. К тому времени это была седьмая часть всей моей коллекции. Добрыми словами вспомнил я Е.А.Вилинбахову и С.В.Кукурузу.

Надежда Анисимовна в то время была единственным собирателем экслибрисов в Казахстане. По тем моим меркам, коллекция её была огромной – больше пяти тысяч экземпляров.

Два дня, перебирая по листику, знакомился с этим богатством! Испуга, помню, не было, что, мол, мне не собрать такую коллекцию. Было только восхищение. И после мы не раз встречались с Н.А.Полонской, и она постоянно одаривала меня знаками алматинских художников. Вместе с коллекцией знаков выросла и полка книг по экслибрису. Многие из них с автографами авторов. Кроме всех перечисленных художников, мне подарили книги и каталоги художники Г.М.Соков из Костаная и В.И.Хворост из Днепропетровска, коллекционеры В.М.Бакуменко из Москвы, В.А.Петрицкий из Петербурга, П.В.Нестеренко из Киева. Горжусь заочным знакомством и перепиской с выдающимся популяризатором экслибриса Я.И.Бердичевским, который прислал мне из Берлина, где сейчас живёт, несколько своих книг, тираж которых чуть больше сотни.

В украинской газете "Украинские новости", издававшейся в Алмате, в сентябре 1994 г. была опубликована моя статья в соавторстве с журналистом А.Черненко "Син чарiвного Подiлля - спивець казахстанського степу" - о жизни и творчестве С.В.Кукурузы, а в марте 2006 г. меня пригласили в Актюбинск на открытие выставки работ Сергея Васильевича. В декабре 2008 г. в центральной газете "Казахстанская правда" появилась моя заметка "Альбом, кобзарю посвящённый" - о книге В.И.Хвороста "Шевченкiана в екслiбрисi".

Надо, наверно, сказать пару слов о "издательской" деятельности. В 2008 г. сын подключился к Интернету и я "запахал" их обоих – и сына, и интернет! Мне очень хотелось напечатать воспоминания Б.А.Вилинбахова "Мой коллекционерский путь". Это повествование, переписанное специально для меня его женой, я хранил как ценный талисман и хотел поделиться с другими. Первый блин у нас не получился комом. Вдохновлённые успехом, напечатали впоследствии каталог Б.А.Вилинбахова "А.С.Пушкин в книжных знаках", "Каталог экслибрисов Л.Н.Щетнева", статью В.Евграфова о красноярском коллекционере М.В.Трухницком "Сохранить душу живу". И моя книга "Оренбуржье на книжном знаке" впервые увидела свет в нашем семейном издательстве.

Как живу сейчас? Да всё также. Собираю, коллекционирую, систематизирую, делюсь своим опытом с другими. Живу!

Ex libris Senchenko N. 2015 Ксилография. Худ. Молибоженко Ю.( Новороссийск)
Ex libris Senchenko N. 2015 Ксилография. Худ. Молибоженко Ю.( Новороссийск)