Египет. III век до н. э.
Александрийский, или Фaросскuй маяк - первый береговой маяк в истории человечества. Он был построен на небольшом острове Фарос у берегов Александрии, чтобы корабли могли благополучно проходить рифы на пути в бухту.
Маяк на острове Фарос в Средиземном море был установлен в 280-х годах до н. 3.
В период правления египетского царя Птолемея II.
Предполагалось, что его строительство займет около 20 лет, однако уже через пять лет после начала стройки маяк был готов.
Сооружение на Фаросе простояло почти тысячу лет, исправно неся свою службу.
В 796 году сильное землетрясение разрушило древний маяк.
Александрийская сигнальная башня была совершенно не похожа на современные маяки.
Она напоминала скорее своеобразный небоскреб и состояла из трех ярусов.
Стены были возведены из мраморных глыб, соединенных раствором с примесью свинца.
Световые сигналы маяка были видны морякам за 60 километров, а по некоторым данным даже за 100 километров.
Нижний ярус башни огромная четырехгранная призма высотой 60 метров, с квадратным основанием.
На ее крыше начинался второй ярус, восьмигранник которого был уже нижнего яруса, так что на их стыке образовался балкон.
На эту обзорную площадку стремились попасть путешественники с нее открывался восхитительный вид на окрестности, а кроме того, в те давние времена было очень мало сооружений подобной высоты.
Маяк быстро стал не только морским ориентиром, но и привлекательной достопримечательностью.
Восемь граней второго яруса указывали на направления ветров.
Верхний ярус был самым маленьким и в то же время самым главным именно здесь были установлены сигнальные приборы. Источником света служил огонь.
На самой высокой площадке башни было оборудовано место для костра, его разжигали в огромной бронзовой чаше.
Днем сигналом морякам служил густой столб дыма, ночью мерцание пламени.
Свет костра направляли в море установленные около него бронзовые пластины.
Кроме того, по данным ученых, на Маяке использовалось массивное вогнутое зеркало, Изготовленное, вероятно, из полированного металла.
Оно не только отражало, но и усиливало свет костра.
Чтобы постоянно поддерживать пламя большого сигнального костра, необходимо было большое количество топлива.
Им, конечно, служило дерево.
Его постоянно привозили на телегах, запряженных лошадьми или мулами, и поднимали на вершину по спиральному пандусу.
Строительство Александрийского маяка было грандиозным и сложным.
Исследователи даже сравнивают его с возведением египетских пирамид.
По высоте маяк был равен, а по некоторым данным превосходил самую большую из пирамид Египта пирамиду Хеопса, высота которой около 145 метров.
В техническом плане создателям Фаросской башни было легче, так как они уже использовали полиспаст.
О высоте Маяка имеются разные данные.
По свидетельству Иосифа Флавия, он возвышался на 180 метров.
Остальные источники называют меньшие цифры: 135, 140, 146 и 120 метров.
Точно можно говорить о 120 метрах.
Но имея и такую высоту, башня представляет собой колоссальное творение человека и вызывает восхищение.
Все древние маяки были выше современных, так как их световой сигнал был значительно слабее.
Однако такая высота, как у Александрийского маяка, была излишней, даже учитывая техническую необходимость.
Вероятно, Птолeмей приказал возвести Маяк столь грандиозных размеров с целью подчеркнуть могущество и величие своего государства.
Изображение Фaросского маяка сохранилось на древних монетах.
По ним мы можем судить о красоте башни.
Углы крыши первого яруса украшали большие статуи Тритона, а венчало Маяк Семиметровое изваяние повелителя морей Посейдона.
Известно имя создателя Александрийского маяка.
Он сам обеспечил ему сохранность в веках, проявив смекалку.
Талантливый архитектор написал на стене Маяка свое имя, покрыл этот участок слоем штукатурки и уже на нем вывел имя правителя Египта.
Со временем штукатурка отпала и открылась надпись:
«Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради мореходов»
В конце XV века на руинах Кайт-Бей воздвиг крепость, которая носит его имя и стоит на месте античного чуда по сей день.
Подписывайся что бы не пропустить самое интересно от журнала Бордюр.