Найти тему
Артхив

Поль Гоген и его экзотическая любовь

Оглавление

Поль Гоген всегда легко увлекался и расставался без сожаления. Две главные женщины в его жизни были полной противоположностью друг другу. Пышнотелая грубоватая датчанка и смуглая покладистая таитянка. С первой Гогена связывали 12 прожитых вместе лет и пятеро детей, со второй — страстный, но скоротечный «туристический» брак. Однако несмотря ни на что обе эти женщины оставили самый заметный след и в душе художника, и в его творчестве.

Фрагмент картины Поля Гогена «Автопортрет в шляпе»
Фрагмент картины Поля Гогена «Автопортрет в шляпе»

Нарисованный очаг

С молодой датчанкой Метте Софи Гад Поль Гоген познакомился в Париже в 1872 году. Будущий художник только недавно устроился на работу в контору биржевого маклера, а девушка работала гувернанткой детей премьер-министра Дании. В январе следующего года они обручились, а в ноябре сыграли свадьбу. Вскоре у супругов родился первый ребенок, и их дела пошли в гору. Гоген получил высокооплачиваемую работу в банке, денег с лихвой хватало и на достойную жизнь семьи, и на главное увлечение Поля — живопись. Довольно долгое время Гоген оставался лишь ценителем и коллекционером чужих произведений, но в конце концов начал писать и сам.

Первые годы совместной жизни Поля и Метте на первый взгляд были совершенно счастливыми и беззаботными. Они произвели на свет пятерых прекрасных детей, были полностью обеспечены материально и вели довольно активную светскую жизнь. Однако Гогена не устраивала роль «воскресного художника», ему хотелось больше писать, выставляться и продавать свои картины. Поэтому, когда во Франции грянул экономический кризис, Гоген счел это знаком, уволился и решил полностью посвятить себя искусству. Художник перевез оказавшуюся на грани нищеты семью в Руан, чтобы уменьшить траты. Коллекцию картин пришлось продать, поскольку работы самого Гогена не находили спроса.

Метте Гоген, спящая на софе. Поль Гоген, 1875
Метте Гоген, спящая на софе. Поль Гоген, 1875

Само собой, Метте была недовольна такими кардинальными переменами. Мало того, что ей и ее детям пришлось жить в глуши, страдая от безденежья, так еще и муж отказался искать новую денежную работу, следуя за глупой мечтой. В доме Гогенов все чаще разгорались ссоры. В конце концов, Метте не выдержала, забрала детей и уехала к семье в Копенгаген.

В Дании Метте была вынуждена найти работу: она стала учить французскому местных детей. Вскоре она уговорила мужа воссоединиться с семьей в Копенгагене. Здесь художник чувствовал себя еще хуже, чем в Руане. Он не знал языка, ему пришлось работать продавцом брезента, а семейство жены относилось к нему в лучшем случае с презрением. В 1885 году супруги окончательно расстаются, и Гоген возвращается в Париж.

Неразрывные узы

Поль и Метте больше ни единого дня не проживут под одной крышей. Однако на протяжении следующих нескольких лет художник будет постоянно писать бывшей жене: в своих письмах он жалуется на жизнь, хвастается успехами, рассказывает о своих путешествиях и делится размышлениями. Иногда Гоген ударяется в критику и обвинения. В один из самых тяжелых периодов своей жизни, весной 1886 года, он упрекает Метте в том, что она скорее мать, чем жена. Художник пишет: «В один прекрасный день положение мое улучшится, я найду женщину, которая в отношениях со мной будет отнюдь не матерью».

В феврале 1891 года друзья Гогена устроили выставку-продажу его картин, благодаря которой он наконец смог собрать деньги, необходимые на путешествие на Таити. Гогена, юность которого прошла в путешествиях на кораблях торгового флота, всю жизнь тянуло в экзотические страны. К тому моменту художник уже был по-настоящему одержим этим тропическим островом, который виделся ему спасением от всех проблем. Гогену удалось собрать почти 10 тысяч франков. Стоит ли говорить, что Метте и детям из этих денег не досталось ни единого су, зато художник устроил грандиозный прощальный банкет.

У моря (Fatata te Miti). Поль Гоген, 1892
У моря (Fatata te Miti). Поль Гоген, 1892

Через несколько месяцев Гоген ступил на таитянский берег и с ужасом увидел почти европейский город. Французские колонисты облагородили Папеэте на свой вкус и превратили таитянскую столицу в «островок цивилизации». Гоген нашел себе местную провожатую, хорошо говорившую по-французски, и отправился в более дикую часть острова. Там художник, наконец, нашел ту жизнь, которую рисовал в своих фантазиях. Он снял хижину на берегу океана и начал писать портреты смуглых женщин в экзотических нарядах, а то и вовсе без них, и идиллические пейзажи, пестрящие неестественно яркими красками. И вскоре Гоген встретил Теха’аману.

Предположительно, фото Теха’аманы.
Предположительно, фото Теха’аманы.

Ей было всего 13 лет, и она была невинной во всех смыслах, но самое главное — девушка не была «испорчена» цивилизацией. В своих письмах и в знаменитой книге «Ноа Ноа», которую он написал на Таити, Гоген называет ее Техурой. Девушка стала его новой музой, ее черты угадываются на многих полотнах первого таитянского периода. Однако художника в Теха’амане привлекала не только и не столько ее готовность позировать, сколько ее детская покорность. Она безропотно терпела его непростой характер и вспышки агрессии и удовлетворяла непомерные (по словам его друзей) сексуальные аппетиты. Но была в Техуре и еще одна черта, которая так завораживала Гогена, — ее бесконечная инаковость. Она была человеком из совершенно другой культуры, она жила среди легенд и мифов, духов и призраков, ее мысли и эмоции цивилизованному иностранцу было просто не дано постичь. На картинах Гогена Теха’амана стала олицетворением этих непреодолимых различий между двумя мирами, люди из которых могут мирно уживаться на одной территории, но не способны по-настоящему понять друг друга.

Брачные игры

Теха’амана родилась на одном из Островов Общества, которые являются частью Французской Полинезии. Вскоре ее родители переехали на Таити и поселились недалеко от Матайеа — того места, где спустя несколько лет будет жить Поль Гоген. Художник познакомился с девушкой во время экскурсии по окрестностям и в тот же день взял ее в жены. Интересно то, что согласно местным традициям у Теха’аманы было две пары родителей (биологические и приемные), и Гогену пришлось договариваться о заключении брака с ними всеми. Намек на семейные обстоятельства девушки есть в названии портрета «Предки Теха’аманы (У Теха’аманы много родителей)» (1893).

Предки Теха'аманы. Поль Гоген, 1893
Предки Теха'аманы. Поль Гоген, 1893

Женитьба на туземке (таких женщин называли «ваине») была для приезжих французов обычным делом. Гогена, как и многих мужчин, такой брак привлекал потому, что по сути он не имел никакой законной силы и не накладывал никаких обязательств. Он всегда мог быть расторгнут в одностороннем порядке, причем как мужем, так и женой. Туземки зачастую тоже воспринимали его как временное явление, поэтому в любой момент могли вернуться в родительский дом, а затем найти нового покровителя среди приезжих или выйти замуж за местного мужчину.

Когда свадьба? Поль Гоген, 1892
Когда свадьба? Поль Гоген, 1892

Был в этом деле у Гогена и практический интерес. Туземцы были вполне самодостаточными в вопросах обеспечения себя едой: они добывали фрукты в горах, ловили рыбу и охотились на диких свиней. У художника же не было ни времени, ни навыков, чтобы обеспечить себе пропитание, и поэтому был вынужден покупать баснословно дорогие консервы в местном магазине. А ваине и ее родственники могли обеспечить его свежими фруктами, мясом и морепродуктами совершенно бесплатно.

Однако неверным было бы утверждать, что Гоген женился на Теха’амане исключительно из меркантильных соображений. Он был к ней привязан (насколько это было возможно в его случае) и по-своему даже любил девушку. Она была его вдохновением, его экзотической смуглокожей нимфой, воплощением древних легенд о прекрасных богинях.

Женщина с манго. Поль Гоген, 1892
Женщина с манго. Поль Гоген, 1892

В первый раз Гоген прожил на Таити совсем недолго. Истратив все свои деньги и написав несколько достойных картин, он решил вернуться в Париж, чтобы продать их и поселиться на острове насовсем. Теха’аману и их общего ребенка художник по обыкновению бросил без всяких угрызений совести. Снова приехав на Таити в 1895 году Гоген пытался вернуть ее с помощью щедрых подарков и украшений. Но девушка отказалась возобновить с ним отношения. В частности, из-за того, что все тело художника было покрыто сифилитическими язвами. Это, впрочем, не помешало Гогену завести троих новых ваине.

Автопортрет с идолом. Поль Гоген, 1893
Автопортрет с идолом. Поль Гоген, 1893

Вскоре Теха’амана вновь вышла замуж за местного юношу и родила ему двоих детей. Она умерла в 1918 году во время эпидемии испанского гриппа, выкосившего четверть населения Таити. Метте Софи Гад умерла в 1920 году в возрасте 70 лет, пережив двоих детей и бывшего мужа.

Автор: Евгения Сидельникова, artchive.ru
Больше историй об известных художниках — в нашем канале