Найти в Дзене
Фото-Драйв

Насколько реальна виртуальная реальность?

Оглавление

Виртуальная реальность (VR) и эмоции

Виртуальная реальность (VR) сейчас такая же популярная тема, как искусственный интеллект. Тренажеры, обучающие программы, игры - направлений для применения технологии VR огромное количество.

Один из вопросов, который встает перед разработчиками VR - может ли виртуальная реальность вызвать у человека сильные эмоции? И как это проверить?

Нет ничего проще! Достаточно поместить человека в виртуальный мир и замерить его психофизиологические показатели. Именно такой эксперимент поставили и сняли на канале НТВ совместно с кафедрой психофизиологии факультета Психологии МГУ.

Прогулка по виртуальной комнате ужасов

Для участия в эксперименте пригласили профессиональных актеров - Владимира и Дарью. Перед ними были поставлены две задачи. Первая - пройтись в виртуальной комнате ужасов и вторая - "сыграть" страх.

-2

Психофизиологическое состояние, возникающее в обоих случаях, записывалось с помощью оборудования, применяющегося для работы с биологической обратной связью (БОС). Прибор фиксировал частоту сердечных сокращений, тонус кровеносных сосудов и электрическую активности кожи.

По совокупности показаний можно определить, испытывает ли человек эмоции, и насколько они сильные.

Итак, эксперимент начинается. Евгений Исайчев - сотрудник кафедры психофизиологии, устанавливает на Владимире, который согласился первым принять участие в эксперименте, датчики,

-3

а также надевает на него очки VR и наушники со звуками, которые будут сопровождать Владимира во время движения по комнате ужасов. Запись пошла.

Темная комната. Надо войти в нее, пройтись до окна, посмотреть в окно. За окном появился кто-то, по версии разработчиков, страшный. Прибор особого страха не заметил. Дальше спускаемся в подвал, идем до угла комнаты - вот выскочила черная кошка - прибор это зафиксировал, Видимо, Владимир такого не ожидал. Теперь надо найти ключ, чтобы выбраться отсюда. Ага, вот и он. Можно выйти на свободу.

-4

Первая часть закончена.

- Было ли тебе страшно?
- Не очень, даже, скорее, нет, только когда кошка выскочила, было немного неожиданно.

-5

После чего актера попросили выполнит вторую задачу - изобразить страх.

Психофизиология и страх

И вот тут приборы заработали, их не обманешь. Психофизиологические показатели резко выросли, чего практически не наблюдалось во время прогулки по комнате ужасов. Таким образом, чтобы сыграть на камеру страх, нужно войти в соответствующее состояние - увеличить пульс, расширить кровеносные сосуды, увеличить проводимость кожи. Что может быть проще? Все по Станиславскому. Вот, оказывается, чему на самом деле учат в театральных институтах.

-6

Теперь Дарья. Хлопушка, и запись пошла.

-7

Все аналогично, только явно, что ей было немного страшно в комнате ужасов.

-8

В чем она потом и созналась, сказав, что особенно сильно ее пугали звуки во время движения по комнате.

А вот когда Дарью попросили сыграть страх, страшно стало, наверное, всем присутствующим в комнате.

-9

Приборы же просто зашкалили. Вот это мастерство! Человек на ровном месте смог убедить себя, окружающих, приборы, наконец, что ему страшно. Поверили все.

-10

Так в чем же дело? Комната ужасов не такая уж ужасная?

Устройства VR

На самом деле, большинство устройств VR, которые существуют в настоящее время, не способны убедить нас в том, что виртуальность такая же, как наша реальность.

Хотя, надо сознаться, что появилось уже большое количество людей, которые, попав в виртуальную реальность, не хотят из нее возвращаться.

Но мы отвелклись. Настоящая реальность дает нам гораздо больше различных стимулов. Производители VR добавляют тактильную обратную связь с помощью перчаток, добавляют различные запахи, поливают человека водой, дуют на него ветром, чтобы создать у человека «эффект присутствия». Но этого пока недостаточно. Так что пока в виртуальной реальности мы не ведем себя так же, как в реальном мире.

Наш организм постоянно обрабатывает информацию, которую он получает от различных органов чувств: от глаз, ушей, вестибулярного аппарата и пр. После чего он принимает решение, где мы находимся.

Когда мы одеваем очки VR, наше зрение говорит нам о том, что мы движемся, а все остальные органы чувств убеждают нас в том, что мы стоим. Возникает внутренний конфликт. Наш мозг не готов поверить в то, что по одному каналу идет одна информация (движение), а по остальным – прямо противоположная (мы стоим на месте). Мозг начинает вести себя неправильным образом – могут возникнуть головокружение, потеря ориентации в пространстве.

Эмоции настоящие и сыгранные

Но это как раз объяснимо. А вот как объяснить то, что невозможно отличить настоящие эмоции и эмоции сыгранные. Даже более того, сыгранные эмоции оказываются гораздо более интенсивные по совокупности психофизиологических показателей, чем настоящие. Вот где настоящая засада!

И тут сразу вспомнилось выступление известного физика-теоретика Митио Каку на форуме "Открытые инновации", который пообещал пересылать свои эмоции и чувства через сети. Переслать-то он перешлет, вот только можно ли им верить?

Оригинал статьи здесь.