Настало время для дилетантских рассуждений о значении и влиянии античной культуры на мировую историю. В данном случае речь пойдёт о древнегреческой культуре.
Как известно, культура охватывает все стороны жизнедеятельности человека, поэтому следует начать с основ формирования гармоничной личности – обучения и образования.
Тот факт, что само слово «педагогика» имеет греческое происхождение (дословно «детоведение») говорит о многом. То же самое можно сказать о первоначальном значении понятия «педагог» - неспособный к физическому труду раб, который отвечал за посещение ребёнком школы.
Известные современные типы учебных заведений, такие как лицей («Ликей» - гимнасий из Афин, где сформировались философские школы Сократа и Аристотеля), гимназия («гимнасий» - образовательное учреждение, где помимо физической подготовки, обучали чтению и письму), академия (поначалу так именовалась школа Платона IV в. до н.э., где рассматривались вопросы философии и естественных наук) возникли, как вы понимаете, в Древней Греции.
Не будет лишним напомнить, что по своей сути главной целью древнегреческого образования являлось воспитание достойного гражданина своего полиса. Впрочем, и современная мировая система образования ставит аналогичную цель.
В свете вышеуказанного неразрывную связь с процессом обучения имеет логика. Именно представители греческой традиции разработали законы и формы правильного мышления. Среди родоначальников логики можно отметить таких известных учёных как Сократ, Платон и Аристотель. Особо выделю Аристотеля, систематизировавшего «логические» представления ранних этапов истории Древней Греции. В своём собрании сочинений под названием «Органон», он формулирует следующие логические законы: тождества (употребление понятий в одной и том же значении), противоречия, исключённого третьего (два высказывания, одно из которых формирует отрицание другого, следовательно, оба не могут быть ложными). Несправедливо будет умолчать и об аристотелевской теории силлогизмов (проще говоря, типов умозаключений в процессе рассуждения). В связи с этим, трудно отрицать влияние родоначальников логики на развитие мировой мысли в целом.
В связи нынешних активных манипуляций сознанием личности отдельными политическими деятелями и СМИ особняком стоит трактат того же Аристотеля «Софистические опровержения», где рассматриваются основные логические ошибки и иные словесные уловки. Отсюда же исходит возникновение диалектики, которая по Сократу называлась «искусством диалога». Этим самым «искусством» также будет весьма полезным владеть в современных условиях.
Рождению философии как науки мы с вами должны быть благодарны Древней Греции. Представления о человеке и окружающем его мире прослеживаются от натурфилософской (систематизация знаний о природе) до неоплатоновской (допускала наличие «единого, всего сущего») школ философской мысли. Не лишним будет напомнить о многовековом споре идеалистов (от Платона до Гегеля) и материалистов (от Фалеса до Маркса), ставшим поводом для научных дискуссий в наши дни.
Таким образом, из философских представлений проистекают первые действительно протонаучные искания, в высшей степени из области точных и естественных наук. Создание таблицы умножения Пифагором; «Начала» Евклида, в которых рассматривались вопросы геометрии; основы механики Архимеда, учение об «атоме» Демокрита, разработка первых методов обследования больных и лечения травм Гиппократом. И это лишь малая часть научных открытий, сделанных древними греками. В свою очередь, они послужили дальнейшему развитию науки в эпоху Средних веков и оказали значительное влияние на рационализм Нового времени.
Искусство и литература. О мире человека лучше всего может нам рассказать такой вид изобразительного искусства как скульптура. От «схематичных изображений» гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н.э.) до чётко выверенных пропорций и сугубо индивидуальных черт эллинизма (IV-I вв. до н.э.). Нет сомнений, что отрицать влияние древнегреческой скульптуры на искусство, преимущественно на итальянское Возрождение (XV-XVI в.), неуместно.
Всеми любимые жанры художественных произведений – комедия и трагедия – родом из Греции. Авторы, от комедиографа Аристофана и драматурга Эврипида, в своих творениях говорили о «подлинной» и всеобъемлющей сущности человека и о том, что волновало людей той далёкой эпохи. Комедия успешно эволюционировала в жанрах фарса (небольшая комическая пьеса французского развитого средневековья), водевиля (песенный жанр XVII в.) и английского скетча XVI в. Трагедия же «возродилась» в творчестве У. Шекспира и в определённом смысле усовершенствовалась в произведениях классиков сентиментализма (Стерн, Руссо, Карамзин) и романтизма (Шеллинг, Лермонтов, Гюго).
Я как ценитель дискуссий ни могу не затронуть весьма важный момент - употребление греческих афоризмов в качестве довода,которые являют собой довольно сильный приём в различных видах спора. На мой взгляд, актуально как никогда.
В заключение этой части рассуждения представлю краткий ликбез по культуре Древней Греции: http://arzamas.academy/materials/1034.
Бурный поток мыслей и ограниченность во времени не дают мне в полной мере осветить всё многообразие древнегреческой культуры и её влияния на мировое развитие, но с уверенностью можно заявить – истоки колоссального множества окружающих нас явлений можно искать именно в истории Древней Греции.
Есть ощущение, что это не конец, ибо многие аспекты (гуманизм, религиозные представления, повседневность и др.) мной не затронуты, также по причине нежелания нагромождать сей текст. Поэтому, возможно, будет продолжение.