Найти в Дзене
Газета Владивосток

Почта без мебели и апельсин за две копейки: как жили во Владивостоке век назад

Оглавление

Некоторые особенности жизни во Владивостоке более века назад и сегодня кажутся до боли знакомыми

Самая популярная тема для разговоров на этой неделе – кто как провел новогодние каникулы. Мы же за эти дни перелистали пожелтевшие подшивки газеты «Владивосток» столетней давности и подивились тому, как много общего – в плане бытовых деталей – у того далекого и у нашего времени.

Сбывают всякую дрянь

Вот цитата из номера «В» за декабрь 1902 года: «Наступают праздники, и всюду объявляются елки, вечера, балы, спектакли и т.д., одного только нет – денег, и никто не объявляет, где бы их взять». Нынче, как и 115 лет назад, многие граждане тоже задаются этим вопросом и, увы, не находят ответа. 

Правда, не все. Если верить автору заметки, вышедшей в «В» в декабре 1898 года, уже тогда коммерсанты извлекали прибыль даже из «дряни»: «Перед праздниками каждый обыватель поневоле раскошеливается, и поэтому в магазинах Владивостока торговля идет, что называется, на славу. Но плохо, что некоторые владивостокские коммерсанты воспользовались этим случаем, чтобы сбыть обывателю всякую завалявшуюся и никуда не годную дрянь. Следовало бы перед праздниками произвести ревизию магазинов». 

Не отставали от русских коллег и китайские лоточники: «Китайцы, торгующие фруктами по Светланской улице, продают мороженые, прогорклые апельсины, с виду ничем не отличающиеся от доброкачественных. Купишь 2-3 десятка апельсинов, снесешь домой и, отведав, убеждаешься в обмане», – сетовал журналист «В» накануне Нового, 1896 года. 
А вот тогдашним ценам на цитрусовые можно только позавидовать: «Апельсин, стоящий во Владивостоке копейки две, пересланный по почте в Благовещенск, продают уже по 45 копеек за штуку. Посылают их главным образом китайцы своим соотечественникам, торгующим в Хабаровске, Николаевске и Благовещенске апельсинами и яблоками». Чтобы понять, насколько «золотыми» становились пересланные по почте фрукты, сравним цены тех лет: бутыль молока стоила 10 копеек, а стакан (пивной) сметаны – 15, тушку зайца отдавали за 30 копеек, а за 20 можно было купить фунт (453 грамма) телятины или медвежатины. Рис стоил 25 копеек за фунт. 

 Кстати, уже тогда россиян веселили безграмотные вывески, и, чтобы их увидеть, не нужно было выезжать в Китай. Например, все в том же 1896-м «В» сообщал: «На 1-й Портовой улице, являющейся продолжением Светланской, красуется, например, такой образчик: «Принимаю заказый мужско дамско обуви. С. Ермолаев». Отчего бы этих «художников» не заставить, прежде чем вывески писать, маленько грамоте поучиться, а такие шедевры свободного творчества убирать подальше?»

На почте все то же 

А теперь о почте образца 1899 года. Явно иронизируя, корреспондент «В» пишет: «Сообщаем сенсационное известие – наша почтовая контора обзавелась мебелью. В помещении для публики, где не было ни стульев, ни дивана, ни вешалки для платья, теперь стоит один старенький табурет. Публика очень довольна». 

Помимо проблем с мебелью уже в те годы почта в России испытывала кадровый голод. Вновь цитируем «В»: «Ввиду недостатка чинов в Почтово-Телеграфном ведомстве разрешено принимать на службу корейцев и манз (китайцев. – Прим. ред.), принявших подданство, если только они «мало-мало пиши по-руска». Бедное почтовое ведомство, понимает ли публика депеши, писанные манзами?» А ныне пользователи почтовых услуг высказывают опасения, что на почте начнут принимать на работу выходцев из Средней Азии, которые тоже «мало-мало пиши», зато согласны на низкую зарплату.

 «Удивительное дело происходит с нашим почтовым ведомством, – продолжает газета. – Отовсюду слышатся жалобы на недостаточность личного состава, на недостаточность помещений и, наконец, на недостаточность почтовых лошадей. Для всех ясно, что дело это одно из необходимейших в крае и вообще в государстве, и притом дело, дающее верный доход, поэтому необходимо, чтобы оно было поставлено на должную высоту и обыватель не страдал от разных неурядиц».

Прошло 119 лет, но на почтовые неурядицы до сих пор жалуются наши подписчики. К примеру, посылка может идти во Владивосток из европейской части России месяц. Да, в начале ХХ века это было нормой: «Сибирская железная дорога нас сблизила с центром европейской России – Москвой, как-никак, а нас разделяют только 15–20 суток езды», – писал «В» в 1902 году. Но почему же сейчас, когда поезд преодолевает это расстояние всего за семь суток, адресат вынужден ожидать почтовое отправление все те же 30 дней? 

-2

Скользкое дело 

Катание на коньках было очень популярным развлечением горожан еще в конце XIX века. Открытию катка у Адмиральской пристани 26 декабря 1898 года «В» уделил несколько строк: «Нельзя не отметить очевидные улучшения. Устроено электрическое освещение, понижены цены, уборная устроена более удобно, хотя все-таки оставляет желать лучшего, имеется буфет без спиртных напитков, но зато с чаем. Гимназисты на катке блистают отсутствием. Для них устроен каток у памятника Невельскому. Таким образом, владивостокским конькобежцам предстоит обширное, хотя и скользкое поле. Остается пожелать процветания этому здоровому спорту. Говорят, лед установился на 80 миль от берегов Владивостока». 

Похоже, что выход на еще не окрепший лед – это наша старинная забава. В ноябрьском номере «В» за 1902 год описывается такой случай: «В воскресенье 17 ноября в виду вечернего поезда из Хабаровска у 1-й Речки скользила по зеркальной поверхности озера элегантная парочка. Вдруг дама, выказывающая свое умение и неустрашимость, скрылась под тонким льдом. Кавалер бросился спасать ее и тоже пошел ко дну. Но, к счастью, им удалось спастись. Кавалер и дама отделались только холодным купанием». 

Сейчас под тонким льдом нередко скрываются рыбаки. И не у всех из них получается отделаться «холодным купанием». 

А вы разбираетесь в брильянтах?

Еще одно популярное развлечение тех времен – балы, причем уже тогда существовал определенный «фейс-контроль»: «Общественное собрание, помещающееся в доме Васильева на углу Светланской и Алеутской улиц, будет открыто сегодня, в воскресенье 8 декабря. С 9 часов вечера будет танцевальный вечер. На танцевальный вечер для мужчин с дамами подъезд открыт со Светланской улицы, для одиноких мужчин – с улицы Алеутской».

И напоследок полезный совет от газеты 110-летней давности: «Есть очень легкий и простой способ отличить поддельные брильянты от настоящих. Для этого нужно сделать на листе бумаги точку карандашом и смотреть на нее сквозь камень. Если глаз видит только одну точку, то брильянт настоящий, а если несколько точек, то нет никакого сомнения, что он поддельный».

Желаем всем читателям современного «Владивостока» иметь возможность в новом, 2018 году самостоятельно проверить эту ювелирную хитрость!