Найти тему

ШВЕДСКИЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ SEP

Кристофер Ф. Фосс

Напряженный военный бюджет и неспособность найти международного партнера вынудили Швецию отменить правительственное финансирование разработки семейства гусеничных и колесных боевых бронированных машин SEP (Splitterskyddad Enhets Plattform-модульная бронированная тактическая система) фирмы BAE Systems Hägglunds (теперь это фирма BAE Systems Global Combat Systems – GCS) в конце 2008 года, но невзирая на это частная разработка продолжалась.

Рисунок 1 – Демонстрационный образец SEP в компоновке с колесной  формулой 8х8, оснащенный системой механического привода и 
дистанционно управляемой оружейной установкой (RCWS) Lemur, 
вооруженной 12,7-мм пулеметом М2.
Рисунок 1 – Демонстрационный образец SEP в компоновке с колесной формулой 8х8, оснащенный системой механического привода и дистанционно управляемой оружейной установкой (RCWS) Lemur, вооруженной 12,7-мм пулеметом М2.

Во время отмены фирма BAE Systems Hägglunds закончила три машины SEP, профинансированные шведским управлением по поставкам вооружения и военной техники (FMV): два гусеничных варианта (Т1 и Т2) и один колесный (W1) (6х6). Кроме того, Великобритания финансировала подвижную испытательную установку, основанную на модифицированном шасси CV90 в качестве части программы по технологическому демонстрационному образцу (TDP) перспективной системы быстрого реагирования (FRES).

Рисунок 2 – Гусеничный вариант машины SEP имеет обрезиненные гусеницы  и (как и колесный вариант) сменный кормовой модуль выполнения задачи.
Рисунок 2 – Гусеничный вариант машины SEP имеет обрезиненные гусеницы и (как и колесный вариант) сменный кормовой модуль выполнения задачи.

Для испытаний машины общего назначения FRES фирма финансировала и изготовила две машины SEP с колесной формулой 8х8, отличающиеся обычным механическим приводом (называемым также Y-привод) вместо гибридного дизель-электрического привода (HED) и сменным кормовым модулем выполнения задачи. Они были закончены в конце 2007 года, Великобритания обеспечила один из модулей выполнения задачи, но в конечном счете они не были выбраны министерством обороны Великобритании для участия в «испытаниях на соответствие».

Между тем, контракт, заключенный управлением FMV в середине 2006 года, обеспечил фирму BAE Systems Hägglunds средствами для начала работ по контракту на сумму 500 млн SEK (56,5 млн долларов США) на полномасштабную разработку машин SEP, который включал производство дополнительных четырех машин SEP, поделенных поровну на колесные и гусеничные варианты.

Принимая во внимание весь этот опыт, фирма BAE Systems Hägglunds решила в частном порядке продолжать работу над этими четырьмя предсерийными машинами, первая гусеничная машина была выпущена в конце прошлого (2008) года и уже проходит серию обширных ресурсных испытаний и испытаний на подвижность. Ожидается, что две следующие машины с колесной формулой 6х6 будут закончены в мае и октябре этого года.

Фирма изготовила также машину SEP (8х8) второго поколения с системой механического привода, которая также в настоящее время проходит испытания на выявление качеств.

За исключением варианта Т1, который в настоящее время изъят, все машины SEP используются в текущей программе разработки для доработки конструкции.

Рисунок 3 – Одна из первых машин SEP с колесной формулой 6х6  испытывается на заснеженной местности.
Рисунок 3 – Одна из первых машин SEP с колесной формулой 6х6 испытывается на заснеженной местности.

Из четырех последних машин три в компоновке бронетранспортера для перевозки личного состава (АРС) со сменным кормовым модулем выполнения задачи и одна в компоновке машины тылового обеспечения с механической погрузочно-разгрузочной системой, которая обеспечивает возможность быстрой погрузки и разгрузки поддонов или специализированных устройств (таких как средства для транспортировки топлива и воды).

Электрические возможности

Все новые машины отличаются системой HED с возможностями дальнейшего развития полностью электрического привода, когда эта технология будет готова. Действительно, фирма уже установила прочное сотрудничество с коммерческой промышленностью, включая фирмы Saab, Volvo и шведский центр гибридных машин, для исследования полностью электрической технологии.

По сообщению фирмы, ряд стран за пределами Швеции уже проявил интерес к машинам SEP и ряд предложений представлен на рассмотрение, хотя фирма отказалась назвать их.

Однако первоначально она нацеливала свою последнюю машину с колесной формулой 6х6 на удовлетворение требованиям шведских сухопутных войск к бронированной колесной машине (AWV), конкурируя с рядом других подрядчиков. Ожидается, что победитель конкурса по AWV будет объявлен в середине 2009 года, что приведет к закупке начальной партии из 113 машин, достаточной для формирования одного батальона, для начального срока поступления этих машин в войска в 2013 году.

Выигрыш в шведском конкурсе по AWV рассматривается как ключевой элемент сохранения прочной шведской промышленной базы в области проектирования, разработки и производства боевых бронированных машин (AFV) и их ключевых подсистем. Соответственно, фирма твердо считает, если она выиграет конкурс по AWV, то сможет поставить первые машины в 2011 году и удовлетворить планируемый срок поступления на вооружение Европейской боевой группы. Как и в случае с другими недавно разработанными шведскими боевыми бронированными машинами, это также откроет значительные экспортные рынки и поддержит шведскую технологическую базу.

Что касается защиты машины, то все машины SEP имеют полностью сварной из стальной брони корпус с приспособлением для крепления модульных комплектов улучшения броневой защиты. В 2008 году одна из двух машин SEP с колесной формулой 8х8 была оснащена системой активной защиты (ADS) фирмы IBD и прошла успешные испытания в Швеции, система ADS защитила борт машины от ударов двух гранат РПГ-7. Ряд испытаний защиты от мин также был проведен на типичных конструкциях корпуса машин SEP, по сообщениям, с хорошими результатами.

В компоновке машины пытаются максимизировать внутренний объем, размещая командира и водителя в самой передней части машины, компактные дизельные двигатели фирмы Steyr-Daimler-Puch мощностью 225 кВт каждый размещены в каждом из двух спонсонов. Машиной можно управлять при использовании одного из двигателей.

Эта компоновка обеспечивает значительное увеличение внутреннего объема по сравнению с обычными колесными бронетранспортерами для перевозки личного состава, в которых большая часть переднего пространства занята силовой установкой. Эти особенности обеспечивают машине SEP полный внутренний объем 13 м3. Кроме того, исследования, проводимые управлением FMV, установили, что машина типа SEP имеет значительно более низкие расходы на эксплуатацию и обеспечение, чем машина с обычным приводом.

В компоновке «легкой для транспортировки по воздуху» масса базовой машины SEP (6х6) составляет около 17,5 т, что обеспечивает возможность транспортировки ее транспортным самолетом С-130 Hercules, хотя при введении транспортных самолетов большей грузоподъемности многие пользователи в настоящее время отходят от этого настоятельного требования.

В «тяжелой для воздушной транспортировки» компоновке при оснащении дополнительной броней для защиты от огня тяжелых пулеметов, осколков, противотанковых мин и кумулятивных зарядов/самодельных взрывных устройств масса машины SEP составляет около 24 т при некотором дополнительном потенциале увеличения в машинах с колесной формулой 8х8.

Рисунок 4 – Машина SEP отличается усовершенствованным  взаимодействием в звене «человек-машина», как показано  рабочим местом водителя с левой стороны.
Рисунок 4 – Машина SEP отличается усовершенствованным взаимодействием в звене «человек-машина», как показано рабочим местом водителя с левой стороны.

Обращение к скорости

Оба варианта могут выполнять разворот на месте, колесные машины SEP могут достигать максимальной скорости по дорогам около 100 км/ч, а гусеничные варианты, оснащенные обрезиненными гусеницами фирмы Soucy, достигают максимальной скорости 85 км/ч. Гусеницы фирмы Soucy значительно легче обычных стальных гусениц и имеют уменьшенную акустическую сигнатуру.

Все машины SEP отличаются разъединенной ходовой частью для снижения вибрации и, следовательно, улучшения условий обитания для экипажа, а живучесть машины контролируется посредством системы контроля рабочего состояния и использования (HUMS), устанавливаемой в качестве стандартной. Стандартная электронная архитектура конструкции обеспечивает возможность будущих модернизаций по мере разработки и принятия новой технологии или подсистем.

Кроме того, быстро снимаемые модули выполнения задач машины SEP дают возможность заказывать парки стандартных машин для удовлетворения потребностей в выполнении специальных задач на поле боя, позволяя войскам уменьшить общее количество машин, которое им потребуется обслуживать.

Базовая модель бронетранспортера для перевозки личного состава обычно будет иметь экипаж из двух человек и перевозить от 9 до 11 полностью снаряженных человек десанта, по четыре с каждого борта лицом внутрь машины, сидящих на отдельных сиденьях, прикрепленных к бортам и крыше машины для обеспечения максимальной выживаемости экипажа. Оборудование будет размещаться в спонсонах, десант будет осуществлять посадку через кормовую дверь или аппарель.

Опытные образцы машины SEP с колесной формулой 8х8 были оснащены дистанционно управляемой оружейной установкой (RCWS) Lemur, вооруженной 12,7-мм пулеметом М2.

Может устанавливаться целый ряд оружейных установок, включая двухместные башни, вооруженные 30-мм пушкой, а также минометные системы, такие как сдвоенная 120-мм система AMOS, разработанная для удовлетворения потребностей Финляндии и Швеции.

Таблица – Характеристики машин SEP

-5

Cristopher F Foss

Learning from experience: BAE Systems refines Swedish SEP armoured vehicles

Jane’s International Defence Review, April 2009, vol. 42