Найти в Дзене
Котовский

В НАТО испугались секретного российского самолета

Представители североатлантического альянса сильно озадачены отечественными разработками: в России приступили к созданию современного экраноплана для спасательных работ на огромных арктических просторах. Перспективную модель на Западе уже окрестили "Арктическим монстром", намекая на знаменитый экраноплан "Каспийский монстр", наводивший ужас на североатлантический альянс в разгар Холодной войны.

Внезапно испанское издание "El Confidencial" от лица НАТО выразило опасения, что несмотря на заявленный гражданский характер экраноплана "Спасатель", подвесить на него ракеты не составит никакого труда. А потенциал "странного" российского самолета может серьезно скорректировать баланс сил: аппарат, летящий со скоростью 550 км/ч на высоте 5 метров над уровнем моря может представлять угрозу для военный кораблей НАТО. Недаром "Каспийского монстра" называли "убийцей авианосцев".

Один из вариантов нового российского экраноплана
Один из вариантов нового российского экраноплана

Разработку экраноплана "Спасатель" - летательного аппарата, использующего для полета так называемый экранный эффект - ведет конструкторское бюро им. Р.Е. Алексеева. В главном командовании Военно-морского флота России сообщили, что создание экраноплана заложено в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы. Помимо поисково-спасательных работ, его планируют использовать для снабжения отдаленных арктических гарнизонов.

Один из вариантов нового российского экраноплана
Один из вариантов нового российского экраноплана

Сообщается, что дальность полета "Спасателя" составит 2-3 тысячи километров, при этом машина сможет садиться не только на воду, как ее советские собратья, но и на твердую поверхность. Такие возможности будут обеспечены наличием шасси и развитой механизацией крыла.

Ударный советский экраноплан проекта 903 "Лунь"
Ударный советский экраноплан проекта 903 "Лунь"

Разработкой экранопланов активно занимались в Советском Союзе, причем созданные образцы были реально лучшими в мире: их характеристики до сих пор не удалось превзойти никому. К примеру "Лунь" был оснащен шестью пусковыми ракетными установками для ракет П-270 «Москит» — страшного оружия дальностью 120 км и скоростью до 5 Махов, способного нести боеголовку с 320 кг обычных взрывчатых веществ или ядерную - мощностью 120 килотонн.

Несмотря на то, что советские двигатели были совершенно не экономичны, потребление топлива экранопланом было в три раза ниже, чем у обычных самолетов, дальность полета KM достигала порядка двух тысяч километров. В общем, речь шла о транспортном средстве с устрашающим военным потенциалом в том, что касалось скорости, грузоподъемности и дальности.
El Confidencial

Принцип полета следующий: за счет воздушных возмущений под его крылом создается область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражается обратно. Это и есть тот самый экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах. Поэтому экраноплан одновременно и самолет и корабль.

В 80-х на вооружение ВМФ были приняты 5 транпортно-десантных экранопланов А-90 "Орленок", предназначенных для переброски морских десантов. Длина A-90 была порядка 58 метров размах крыльев - 31 метр, при массе в 140 тонн; на нем были установлены турбовинтовые двигатели Кузнецова НК-12 (на хвосте) и два НК-8 на корме с целью поддува воздуха под крылья во время взлета. Грузоподъемность аппарата составляла 40 тонн, то есть, 150 солдат в боевой экипировке или две легкобронированные машины. «Орленок» развивал скорость до 400 км/ч, а его дальность полета составляла 1500 километров, плюс одна деталь: он мог подняться на высоту до 300 метров, теряя при этом преимущества полета с использованием «экранного эффекта», но получая возможность преодолеть препятствие, а затем снова вернуться на 3-х метровую высоту.