Найти тему

От парада до парада

Лужанин Михаил Григорьевич ПОЛЯЧКОВ успел поучаствовать в многочисленных исторических событиях, которые пережила наша страна во второй половине XX века: от взятия Варшавы и Берлина до строительства Берлинской стены и подавления Венгерского восстания 1956 года.

«Голоса Победы» (цикл интервью) звучали на страницах «Общей газеты» накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, весной 2015 года. В интернет-версии публикуется впервые.

Начиная с 1943-го, он 30 лет прослужил в Советской армии, награждён более чем двадцатью боевыми наградами, в том числе орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За отвагу» I и II степеней. Участник Берлинского парада Победы у Бранденбургских ворот, который состоялся в сентябре 1945 года. 9 мая 2015 года именно он должен был представлять Ленинградскую область в юбилейном параде на брусчатке Красной площади.

— Михаил Григорьевич, мы знаем, что на фронт Вы ушли добровольцем. Расскажите, пожалуйста, почему так рвались туда?

— Да, действительно, в армию я ушёл добровольно 10 января 1943 года, тогда мне было 17 лет и 2 месяца. Брать меня, конечно, не хотели, но все-таки я упросил и меня призвали. До этого судьба успела довольно сильно потрепать нашу семью. В 1940 году мы из Орловской области были переселены на Карельский перешеек, но через год финны начали там наступать, и мы пошли вдоль Ладоги, вышли на Ржевку. Оказалось, что дальше идти некуда — блокада. И мы пешком со всем своим скарбом перебрались в Янино Всеволожского района. Нас, беженцев, приютили в хлеву. Одна моя сестрёнка 1932 года рождения там и умерла. Потом появилась возможность вырваться из блокадного кольца: 22 февраля 1942 года мы погрузились в военную машину и поехали — сначала через Ладогу, а потом по Дороге жизни. Вторая сестрёнка, 1936 года рождения, замёрзла на Ладоге, похоронена в Тихвинском районе в братской могиле, там именно детей хоронили. Дальше нас повезли через Вологодскую область. Помню, как на каждой станции открывали двери и проверяли: кто жив, а кто мёртв. Мёртвых выносили. А мы все-таки выжили. Потом, после ремесленного училища, меня отправили работать в Магнитогорск, но оттуда я сбежал — были невыносимые условия, хорошо, если хотя бы один раз в сутки доставалась еда. И я захотел пойти на фронт.

Полный текст интервью - на сайте "Общей газеты" Ленинградской области.