http://btvt.info
Соперничество средств поражения и брони ведется постоянно. Уже к концу 80-х годов, практически одновременно с массовым оснащением танков динамической защитой первого поколения, были разработаны средства для ее преодоления – тандемные кумулятивные боеприпасы.
Тандемный боеприпас состоит из двух зарядов, размещённых последовательно. Заряд, размещённый в головной части называется лидирующим, а в хвостовой – основным. При попадании в цель первым детонирует лидирующий заряд, который обеспечивает срабатывание динамической защиты. Основной заряд, срабатывающий с заданной временной задержкой (150...400 μs), обеспечивает поражение брони и непосредственное уничтожение техники. С начала 90-х годов большинство разрабатываемых противотанковых средств получило возможность преодолевать динамическую защиту, как в навесном, так и во встроенном исполнении.
Проблема защиты от тандемных противотанковых средств, при всей своей актуальности, не была решена до принятия на вооружение тандемной динамической защиты «Дуплет». В новом комплексе динамической защиты применяются усовершенствованные устройства, аналогичные по принципу действия с комплексом «Нож» и размещенные по тандемной схеме [1]. Между устройствами размещен композитный материал, обеспечивающий последовательное срабатывание «слоев» защитного устройства.
Но не только разработчики кумулятивных средств поражения разрабатывали средства преодоления динамической защиты. С появлением универсальной ДЗ, которая воздействует на БПС были разработаны ряд решений по ее преодолению без инициации ВВ элементов ДЗ, или же по максимальному снижению ее воздействия на БПС. Экспериментальные исследования, проведенные НИИ Стали в конце 80-х годов с применением модифицированного путем установки в его головной части «штыря» БПС 3БМ22 показали отсутствие детонации ВВ элементов защиты. При взаимодействии штыря с 15-мм стальной плитой встроенной ДЗ образовывается слабый осколочный поток, неспособный вызвать детонацию ВВ в ЭДЗ.
Анализ конструкции БПС стран НАТО подтверждает реализацию в них мер по преодолению ДЗ без инициации ВВ. Устаревшая ДЗ «Контакт-5» с большой вероятностью будет преодолеваться БПС М829А2, OFL-F1 и DM43 без инициации ВВ благодаря остроконечной конструкции их головной части без инициирования детонации ВВ в защитных элементах. Даже в случае инициации ВВ в элементах 4С22 и 4С23 благодаря сегментированной конструкции носовой части сердечника (БПС DM53, М829А3) высокая бронепробивная способность будет сохранена.
БПС последнего поколения DM53, DM63, М829А3 наряду с конструкцией головной части (оптимизированной для преодоления ДЗ) имеют специальную сегментированную конструкцию сердечника мало подверженную воздействию ДЗ «Контакт-5» и «Реликт» [2, 3]. НИИ Стали вел отработку встроенной ДЗ «Контакт-5» в основном с помощью БПС 3БМ22, который по конструкции имеет мало общего с БПС зарубежных стран.
Разработчики зарубежных БПС широко применяют ДЗ «Контакт-5» при испытаниях решений по преодолению ДЗ. При испытаниях БПС DM53 применялись макеты узлов защиты аналогичные применяемым в конструкции танков Т-90С и Т-80У, включающие ДЗ «Контакт-5», «Реликт» и перспективную многослойную ДЗ. Благодаря недостаткам устройств ДЗ, построенных по «классической» плосконаправленной схеме, зарубежным разработчикам противотанковых средств удалось обеспечить преодоление брони танков российского производства БПС калибра 120 мм с дистанций свыше 3 км.
Элементы динамической защиты на лобовой проекции корпуса расположены таким образом, что при попадании с атакующим боеприпасом взаимодействуют два из них. Таким образом, носовая часть сердечника, адаптированного для преодоления ДЗ не окажет существенного влияния на второй слой элементов ДЗ.
Наряду с обеспечением защиты от тандемных кумулятивных боевых частей комплекс обладает повышенной эффективностью от БПС. Тандемная динамическая защита «Дуплет» обеспечивает защиту от бронебойных подкалиберных снарядов 120 и 125 мм пушек с минимальной дистанции. Подтверждением этому служат испытания, проводившиеся в Объединенных Арабских Эмиратах в 2003 году. Обстрел проводился танком «Леклерк» с применением БПС OFL 120F1 (аналог DM 43).
В результате испытаний по определению фактической бронепробиваемости 120 мм БПС OFL 120F1 установлено, что бронепробиваемость находится в пределах 600…650 мм, что обеспечивает поражение современных танков при атаке с лобовой проекции.
В результате испытаний бронепробивная способность снизилась на 100% и составила 0 (ноль) мм во всех опытах. В ходе испытаний наблюдалось поражение брони в виде прогиба броневого листа на 15-20 мм. Расколов и трещин не обнаружено. Прогиб брони обусловлен исключительно кинетической энергией снаряда. На основании результатов испытаний БПС 120 OFL F1 можно утверждать, что обеспечивается защита от схожих по конструкции снарядов М829А2, М829А3, DM53 разработанных в США и ФРГ.
По уровню защиты от БПС тандемная ДЗ «Дуплет» превосходит все существующие мировые аналоги. Так, наиболее совершенная на данный момент российская ДЗ «Реликт» обеспечивает защиту от БПС М829А2 лишь на дистанции свыше 1 км, что не соответствует современным требованиям, а разработанная в Польше ДЗ ERAWA-2 не обеспечивает защиты даже от устаревших БПС DM33.
При демонстрации ДЗ «Дуплет» одному из заказчиков были проведены контрольные испытания применявшихся тандемных кумулятивных боеприпасов для определения их бронепробивной способности. Стоит отметить, что она оказалась даже выше заявленной.
Противокумулятивная стойкость определялось при подрыве макетов тандемных кумулятивных боевых частей. Испытания проводились с целью проверки прироста стойкости элементов защитыот макета тандемной кумулятивной боевой части в составе БЧ ПГ-9С и БЧ ЗБК14М. В результате оценки прироста стойкости защиты после воздействия макета тандемной кумулятивной боевой с бронепробиваемостью 900 мм установлено, что после преодоления элементов кумулятивной защиты бронепробивная способность снижается приблизительно на 95…100 %. Испытания обстрелом ПТРК «Корнет» (2003) показали снижение бронепробивной способности до безопасного для танка уровня.
В ряде публикаций представителей НИИ Стали приводится непроверенная информация о характеристиках ДЗ на основе устройств ХСЧКВ, в том числе и «Дуплет». В частности на основе веса элементов ДЗ делаются неверные выводы о большом содержании в них ВВ, приводящие к повреждению танка при срабатывании динамической защиты. Несомненно, снижение количества ВВ в конструкциях элементов ДЗ актуальная задача для всех разработчиков. Но, если сравнить массу ВВ в комплексах «Дуплет» и «Контакт-V» и «Реликт», разработки НИИ Стали, то критика более правомерна по отношению их собственных разработок. Масса ВВ в устройствах ХСЧКВ-19 и 34 составляет 0,2 и 0,3 кг. В устройствах разработки НИИ Стали 4С20 (4С22) – 0,26 (0,28) кг. При этом устройства 4С20 (4С22) устанавливаются в защитных схемах лобовой проекции корпуса и башни в 2 ряда. Таким образом масса ВВ на единицу прикрываемой площади (125Х250 мм) составляет 0,52 (0,56) кг. Выходит в защитных конструкциях НИИ Стали подрывается в 2 раза больше ВВ чем в схемах с ДЗ ХСЧКВ.
Подробно вопрос воздействия элементов динамической защиты ХСЧКВ и 4С22 рассмотрен в материале [4]. Испытаниям подвергали элементы ДЗ ХСЧКВ сравнив их с серийно выпускаемого элемента 4С22.
На основе испытаний сделано заключение, что устройства динамической защиты ХСЧКВ («Нож», «Дуплет») имеют на треть меньшее воздействие на броневую преграду ББМ по отношению к 4С22.
Несомненно, наблюдая кадры разрушенных танков оснащенных ДЗ с Донбасса может возникнуть впечатление, что срабатывание ДЗ наносит большой ущерб танкам. Но стоит учитывать и то, что ключевое значение имеет то, какие боеприпасы воздействовали на танк.
Источники:
1. И.Б. Чепков, В.О. Хитрик . Защитные устройства динамического типа от тандемных кумулятивных боеприпасов. Артиллерийское и стрелковое вооружение. №3 2008.
2. Патент Украины № 28225
2. Подкалиберный снаряд с повышенной бронепробивной способностью, обеспеченной сердечником увеличенного размера // Патент ФРГ DE4023482 (A1), заявка DE19904023482 от 24. 07. 1990.
3. Конструкция сердечника подкалиберного снаряда // Европейский патент EP 2597416A2 заявка 12193724.7 от 22.11.2012.
4. Оценка действия защитного устройства динамического типа на броневую преграду / А. В. Кучинский, М. И. Васьковский, И. Б. Чепков, А. Н. Неговский // Артиллер. и стрелковое вооружение. - 2006. - № 4.