Потрясающее по своей силе произведение австралийского писателя Маркуса Зусака волнует с первых же страниц.
Главная героиня — девочка Лизель, на пути к приемным родителям. Брат умирает еще в вагоне поезда, а мать по прибытии передает девочку и пропадает (она тоже умерла спустя год).
Зусак показывает войну не просто с точки зрения нации зачинщиков, но и со стороны невинного ребенка, на глазах которого происходит личностная и социальная трансформация. И ребенок, потерявший мать и брата, вынужден адаптироваться и переживать потери и лишения снова и снова. Как старые так и новые.
В лице рассказчика выступает смерть. Она находится рядом с каждым. Ее реплик в книге не больше двух десятков, но с их помощью читатель понимает — смерти работа не нравится. Не нравится носить на руках малолетних детей и стариков. Не нравится таскать души молодых людей, которых их вожди лживыми лозунгами заставили сражаться. В какой-то степени, смерть проявляет больше человеческих качеств чем некоторые из живых.
У меня нет ни косы, ни серпа. Черный плащ с капюшоном я ношу, лишь когда холодно. И этих черт лица, напоминающих череп, которые, похоже, вам так нравится цеплять на меня издалека, у меня тоже нет. Хотите знать, как я выгляжу на самом деле? Я вам помогу. Найдите себе зеркало, а я пока продолжу.
Многие сцены открываются экспозицией, которая выполняет две функции: первая — дать понятие читателю с кем, когда и как будут происходить события; вторая — сбавить эмоциональное напряжение.
О судьбах некоторых персонажей Зусак рассказывает еще в начале книги, и у меня в другой ситуации этот подход вызвал бы раздражение. Но здесь конечная точка человеческого пути не так важна. Важно то что сделано по дороге.
Книга хоть и оставляет трагический отпечаток, но «свинюха» Лизель заражает оптимизмом, тягой к знаниям и трепетным отношением к каждому значимому событию жизни. И как же ей это удается? Да все просто — воровство книг :-)
8/10