Одни за славой гоняются, других она сама догоняет, хотя они для этого ничего не делают. Герои «Большого обзора» очень талантливы или даже гениальны, но известное латинское изречение Per aspera ad astra явно не про них. Возможно, они даже поленились бы его переводить, потому что лентяи!
Диоген
Древнегреческий философ
«Поселись в глиняном кувшине, сократи любую активность до минимума и назови это философией» — так можно было бы написать на могиле древнегреческого философа Диогена вместо эпитафии. Добровольная аскеза, умноженная на эпатаж, родила, пожалуй, самого известного и остроумного бездельника Древней Греции. Жизнеописанием фриковатого, но популярного мыслителя занимался Плутарх. Он и рассказал, как однажды Александр Македонский сам пришел к Диогену на аудиенцию. История прекрасна настолько, что есть смысл воспроизвести ее полностью.
Александр решил сам навестить Диогена и обнаружил его гревшимся на солнце. «Я — великий царь Александр». — «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». — «И за что тебя зовут собакой?» — «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». — «А меня ты боишься?» — спросил Александр. — «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» — «Добро», — сказал тот. — «А кто же боится добра?» Наконец Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». — «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Дерзость так потрясла царя, что он чуть ли не с сожалением резюмировал: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Лень — привычка отдыхать перед усталостью. ( Жюль Ренар )
Гомер Джей Симпсон
Инспектор ядерной безопасности Спрингфилдской АЭС
Гомер мог бы возглавить мировой марш бездельников и тунеядцев, но ему лень. Толстоватый немолодой апатичный любитель пива приобрел миллиарды поклонников за счет патологической лени. Гомер попробовал себя на 188 разных работах, но больше всего известен как инспектор ядерной безопасности на Спрингфилдской АЭС. Он не прочь вздремнуть и забить на свои обязанности. Испытывать угрызения совести по этому поводу не в его стиле: «Можно работать на нескольких работах одновременно и все равно быть лентяем».
Бронебойным сарказмом и предельно простым отношением к жизни Гомер запал в душу каждому первому зрителю «Симпсонов». И поселился там так прочно, что большинство опрошенных с этим именем отождествляли прежде всего мультяшного персонажа, а уже потом древнегреческого поэта. «Дети, вы попытались сделать это, вы очень старались, но все равно потерпели неудачу… Вывод — никогда не старайтесь», — тяга к безделью у Симпсонов передается по наследству. Бешеную популярность персонажа, которая за 28 лет существования проекта только растет, обусловил простой психологический прием — почти каждый зритель видит в Гомере себя. Воистину «нелегко разрываться между беременной женой и неуравновешенным ребенком, но свои восемь часов у телевизора я все-таки выкроил».
Чарльз Дарвин
Британский натуралист и путешественник
Основоположник теории эволюции активной работе предпочитал безделье. Как зарекомендовал себя еще в школе образцовым лодырем, так и держался этой философии до окончания университета. Лекциям и занятиям Чарльз предпочитал посиделки в пабе и пальбу по воронам из рогатки. С публикацией своего знаменитого труда «Происхождение видов» он едва не опоздал: параллельно эту же теорию разрабатывал научный оппонент Дарвина Альфред Уоллес.
Причиной задержки было не только чересчур медленное написание труда, но и бескомпромиссная набожность супруги ученого Эммы. Оказавшись перед дилеммой — публиковать богохульный труд или сохранять мир в семье, Дарвин сделал выбор в пользу науки. Эмма приняла этот удар стоически. Превратившись в мировую знаменитость, Дарвин работал не более двух часов в день. На то были причины уже медицинские. В путешествии по тропикам, чтобы лучше рассмотреть неизвестное насекомое, он позволил гаду себя укусить. Подхваченная болезнь Чагаса сопровождалась упадком сил и болями в сердце до конца жизни.
Виктор Гюго
Французский писатель
Патриарх французской литературы часто маялся приступами безделья, выдавая их за муки творчества. Как далеко зашла его прокрастинация, можно судить по тому, что 1 264 страницы романа «Отверженные» он писал больше 20 лет. Когда издатель наседал особенно сильно и загонял автора в угол, Виктору только и оставалось, что запираться дома. Он даже придумал оригинальную методику борьбы с ленью: остригал свои волосы, чем немилосердно уродовал внешность — невнятный экстерьер перевешивал желание выйти из дома и показаться в свете. А чтобы от работы вообще ничто не отвлекало, романист полностью раздевался и запирался в кабинете, заранее предупредив слуг, чтобы выдавали одежду только после написания определенного количества строк.
Роман опубликовали, но ждать реакцию публики на его выход уже не было никаких сил. Гюго уехал из Парижа и послал издателю, возможно, самое короткое сообщение со времен появления телеграфа. Отбивать длинную телеграмму он поленился. Послание взывало: «?» Издатель парировал: «!» Роман восприняли благодушно.
Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает. ( Франклин Рузвельт )
Бендер Сгибальщик Родригес
Робот-сгибальщик
— Планета вот-вот взорвется, а у нас кончился бензин! Бендер, я же просила заправить нас перед вылетом!
— Заправлю, когда вернемся!
Форменное разгвоздяйство, паникерство, алкоголизм и лень сгибающего модуля 22 — то, что страстно полюбили поклонники «Футурамы». Бендер труслив, саркастичен, уважает обсценную лексику, порно и сигары — ну как ему не симпатизировать? Однажды он даже создал две свои уменьшенные копии, чтобы те выполняли за него всю работу. Однако клоны получились не промах и тоже захотели себе прислуг по образу и подобию, а те захотели своих прислуг — и так, пока микроскопические Бендеры не захватили планету. Спасать положение пришлось самому организатору бардака, правда, для этого ему пришлось встать с дивана.
Питер Хиггс
Британский физик-теоретик
Нобелевская премия догнала шотландского физика-теоретика Питера Хиггса в момент, когда он уже четверть века как отошел от научных дел: счастливо проводил время с семьей, читал книги и слушал классическую музыку. Существование элементарной частицы, названной бозоном Хиггса, экспериментально доказали почти через 40 лет после выдвижения теории о ее существовании.
Это произошло в начале 60-х годов. Во время горной прогулки близ Эдинбурга Хиггс придумал механизм, который впоследствии объяснит происхождение массы элементарных частиц. Занятно, что шотландец не настаивал на своем открытии. В 1964 году посвятил бозону две научные работы. Всего за жизнь он написал около 20 трудов, из которых опубликовали меньше половины — непростительная бездеятельность по научным меркам. И преспокойно оставил науку. О том, что ему присуждена Нобелевская премия по физике, Питер Хиггс узнал на улице от знакомой, когда возвращался с обеда. Удивился, но предпочел не участвовать в шумных праздниках по этому поводу. Пустое это все.
Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать. (Оскар Уайльд)
Стив Эдмундсон
Американский инвестор
Вечно занятой мужчина в хорошо скроенном костюме с выпученными глазами и телефоном в руке — почти архетипичный образ биржевого маклера. Таким его рисует литература и кинематограф, и нет повода им не доверять. Но американец Стив Эдмундсон не такой, он — самый ленивый инвестор в мире. Рецепт его успеха умещается в три слова: «Ничего не делай». Он не задается целью переиграть рынок, просто до минимума снижает издержки. В его конторе только один сотрудник — он сам, а офис напоминает скорее придорожное кафе на слуцкой трассе, чем помещение, откуда управляют огромными капиталами.
Суть его инвестирования не в поиске успешных активов, а во вложении в индексы. В день Брекзита он, в отличие от своих коллег, бездействовал и лег спать, не дождавшись итогов референдума. На доходах вверенных ему фондов это никак не отразилось. Управляемые им капиталы более прибыльны, чем крупнейший в США государственный пенсионный фонд Калифорнии. Внешнее безделье отнимает у Эдмундсона немало душевных сил: в финансовом мире ничего не делать сложнее, чем проявлять активность.
Александр Пушкин
Русский поэт, драматург и прозаик
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа…» — говорил о Пушкине Гоголь. Лень, та самая, которая матушка, никогда не мешала Александру Сергеевичу жить вполне благополучно.
18-летний выпускник Царскосельского лицея, сочиняя напутственные строки для товарищей, отводил себе весьма неконкретное место в большой жизни:
«Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один».
Все, что касалось обычной жизнедеятельности, вязло у великого писателя в зубах и набивало оскомину. В лицей его приняли по блату. Дядюшка юного Саши, известный поэт Василий Львович Пушкин, водил дружбу с основателем лицея министром Сперанским. Тот втиснул протеже в число первых 30 учеников заведения. Учиться Пушкин тоже ленился, поэтому после сдачи всех выпускных экзаменов в его табеле был 26-й результат из 29. Зато все, что касалось сочинительства, било из него фонтаном, хотя и перед тем, как усесться за стол, он проходил стадии отрицания, гнева, торга, злости и смирения. Эх, Саша, лучше бы ты поленился на Черную речку ходить!
У того, кто ничего не делает, всегда много помошников. (Лев Толстой)
Текст: Жанна Черняк
Оригинал публикации размещен на сайте журнала "Большой"