Портретный «Пецваль» послужил примером многочисленных подражаний и сохранил свое значение до настоящего времени. Однако большая длина системы и кривизна поля исключали возможность расширения полезного размера изображения, и оптотехника вынуждена была искать иные пути решения более широкоугольных объективов, необходимых для технической съемки.
По схеме «Пецваля» до настоящего времени строились длиннофокусные проекционные объективы с относительным отверстием 1:2,3 - 1:2 и 1:1,6. В целях увеличения относительного отверстия в схему включали еще одну положительную линзу или перед входом в первую линзу, или между первой и второй линзой, как, например, в объективе «Р-Биотар» 1:0,85 (рис. 1).
Следующий этап проектирования - создание переносной камеры, образующей гармоничный тандем с удавшейся «линзой». Картонный прототип, который изобретатели использовали при испытаниях «Пецваля», был чрезвычайно примитивен (рис. 2).
Проект первой камеры Фохтлендера был готов уже в 1839г. По форме аппарат сильно напоминал телескоп. Он был цельнометаллический, латунный. Корпус камеры, сваренный из 2-х конусов, опирался на телескопическую трубу, которая заканчивалась мощной круглой основой с тремя регулировочными винтами, для поддержки правильной ориентации (рис. 3).
Конечно же, девайс был непомерно сложен в эксплуатации. Матовое стекло в задней части тубуса после наводки на резкость заменялось круглым дагерротипом диаметром 9,5см, который приходилось обрабатывать непосредственно перед съёмкой и сразу же после экспонирования. Тем не менее, игра стоила свеч, прибор давал великолепные результаты (рис. 4).
Производство аппаратов начали в 1840г. В течение 1841г было изготовлено 70 экземпляров камер, которые можно было приобрести в Вене, Лондоне и
Берлине (рис. 5)***.
*** На сегодняшний день известны лишь 4 экземпляра «первого Фохтлендера»: два (№84 и 93) в мюнхенском музее, один в Музее Искусств, в Гамбурге (№60) и один музее Бретфорда, в Англии. Безусловно, существует множество копий аппарата. В 1938г Фохтлендер изготовил 100 шт. по случаю 100-летия фотографии. В 1956г к 200-летнему юбилею Фохтлендера было изготовлено ещё 200 реплик. Все они распространялись по европейским и заокеанским музеям и приобретались состоятельными коллекционерами. Специалисты легко идентифицируют копии, тем более что часть их окрашивалась в зелёный цвет.
В 1840г камера была представлена в парижском научном обществе, где вызвала громадный интерес. Спрос на аппарат так возрос, что в период 1841-42г все изготовленные 600 штук были реализованы. Надо учитывать, что цена прибора была солидная - 120 австрийских гульденов (рис. 6), это примерно стоимость породистой лошади с хорошим седлом.
Немалый интерес новинка вызвала и у широкой публики, далёкой от науки. Газеты публиковали всевозможные шаржи на изобретателей и предрекали с развитием фотографии скорую кончину живописи (рис. 7). В общем, всё, как сегодня – изобретение кино обязательно приведёт к исчезновению театра, а уж нынешняя прогрессивная «цифра» обязательно задушит архаичное серебро.
Аппарат, постоянно совершенствуя, изготовляли вплоть до 1848г.
К этому времени П. В. Ф. Фохтлендер успел подготовить новинку – конструкцию аппарата квадратного сечения, привычную нашему видению. Новый «Фохтлендер» был оснащён всё тем же «Пецвалем» F: 3,6 /147 мм (рис. 8).
Однако вся его деятельность была экспериментом. Изобретателя никогда не устраивали результаты, пусть даже обретшие коммерческий успех. В 1854 г П. В. Ф. Фохтлендер предлагает новый вариант аппарата (рис. 8).
Скорее всего, подобных экспериментов было немало.
Продолжение следует.