Найти в Дзене
Bessa.Ru

Фохтлендер в лицах. История и плоды.Глава 1-2

В марте 1808г Магистрат Вены даёт Иоганну Фридриху Фохтлендеру разрешение на открытие собственного оптического предприятия с названием «Friedrich Voigtlander, Optik & Mekanik». Основными изделиями предприятия были лорнеты, монокли и очки (рис. 1). Всё это пользовалось невероятным успехом не только в Австрии, но и в Европе. Иоганн Фридрих неоднократно поощрялся властями и даже самим императором Францем I.

Очки и лорнет
Очки и лорнет

Первое заметное изделие, которым располагают историки - изготовленный в 1823 г. театральный бинокль «Voigtländer». К сожалению, я его изображения не располагаю, зато предлагаю позднюю рекламную версию одного из таких приборов (рис. 2).

Поздняя рекламная версия театрального бинокля «Voigtländer»
Поздняя рекламная версия театрального бинокля «Voigtländer»

В 1837 Иоганн Фридрих Фохтлендер передаёт свой бизнес единственный сыну Петеру Вильгельму Фридриху Фохтлендеру (рис. 3). Торговая марка начинает теперь звучать по-другому: «Friedrich Voigtlander & Co», а двумя годами позже её меняют на «Friedrich Voigtlander & Sohn». Под руководством третьего представителя династии П. В. Ф. Фохтлендера постепенно трансформируется профиль компании и качество её продукции, слава о которой выходит за границы Австрии.

Петер Вильгельм Фридрих Фохтлендер
Петер Вильгельм Фридрих Фохтлендер

П. В. Ф. Фохтлендер также был счастливо отмечен Богом. 13-ти летним ребёнком отец отдаёт его в политехническую школу, где он преуспевает по всем наукам. В 18 лет (1830) его отправляют на стажировку в Германию, Англию и Францию. К 25 годам – он уже созревший высокообразованный бизнесмен, поэтому отец без колебаний передаёт ему компанию и уходит от дел. Период с 1822 по 1836 был ознаменован в Европе, особенно в Германии, Англии и Франции, лихорадочными поисками возможности сохранения визируемого изображения на каком-либо материале. В основном опыты велись с использованием камеры-обскуры. Многие исследователи пробовали привлекать к этому процессу простейшую оптику.

Дагерр и Ньепс
Дагерр и Ньепс

Первыми это чудо удалось осуществить двум гениальным французам Луи́ Жаку Манде Дагеру и Жозефу Нисефору Ньепсу, причём шли они к победе собственными путями.

Первое знакомство завязалось между Дагерром и Ньепсом в 1826 году (рис. 4). Один из родственников Ньепса, будучи в Париже, зашел к оптику Ше­валье для покупки камеры-обскуры и в разговоре с продавцом рассказал, что его кузен занимается вопросом получения световых изображений. В подтверждении своего рассказа, он достал бывшую у него небольшую «гелиграфию» (снимок на слое асфальта, наведенном на серебря­ную пластинку). Шевалье сообщил, что в Париже тоже есть человек, занимающийся этим вопросом и указал на Дагерра, с которым давно был знаком.

19 августа 1839г обсуждение изобретения во французском научном обществе. Докладывает французский физик Доминик Франсуа Араго, рядом с ним Дагерр и Ньепс.
19 августа 1839г обсуждение изобретения во французском научном обществе. Докладывает французский физик Доминик Франсуа Араго, рядом с ним Дагерр и Ньепс.

Завязалась переписка, затем личное зна­комство и 14 декабря 1829 года в г. Шалон между Ньепсом и Дагерром был заключен нотариальный договор «об учреждении товарищества для разработки и эксплуатации открытого Ньепсом процесса гелиографии».

В 1839 году, французское правительство, приобретя права на изобретенный Дагерром и Ньепсом способ получать при помощи света изображение на светочувствительной пластинке, сделало это открытие всеобщим достоянием, обнародовав его секрет. Этот великодушный и бескорыстный поступок французского правительства сделал светопись достоянием всей мировой науки. Изобретение сразу привлекло к себе все светлые ищущие умы (рис. 5)

Йозеф Макс Пецваль
Йозеф Макс Пецваль

В венской Академии Наук состоялось подробное обсуждение изобретения и аппарата Ньепса и Дагерра. Самыми активными его болельщиками выступили математик, профессор Йозеф Пецваль и оптик-механик Петер Вильгельм Фридрих Фохтлендер.

Дискуссия была жёсткой и конструктивной. австрийский оптик Ж. Плосл, выступил с критикой проекта, утверждая, что оптика Шевалье, которой снабжались камеры Дагерра чрезмерно тёмна (F:14), особенно, если дело касалось портрета, поскольку выдержку при этом проходится непомерно увеличивать.

Оптическая схема светосильного портретного объектива «Пецваль» F: 3,6 /147 мм
Оптическая схема светосильного портретного объектива «Пецваль» F: 3,6 /147 мм

32-летний профессор математики Йозеф Макс Пецваль (рис. 6) поддержал Ж. Плосла и предложил в сотрудничестве с П. В. Ф. Фохтлендером спроектировать оптический прибор с достойной светосилой, пригодный для портретных работ. За помощью в расчётах было решено обратиться к командующему артиллерией Австрийской армии, эрцгерцогу Людвигу, в управлении которого был великолепный аппарат математиков. Результат этого многогранного сотрудничества появился уже через 6 месяцев. Это был светосильный портретный объектив F: 3,6 /147 мм (рис. 07). Он же стал первым фотографический объективом, построенный целиком на основании расчета, что, в свою очередь, явилось блестящим доказательством преимущества вычислительной оптики перед господствовавшей в то время опти­кой проб.

Вместе с тем это был первый объектив, в 15-20 раз превосходивший по светосиле существовавшие в то время кон­струкции 1:14-1:18, что при съемке портретов на материале низкой чувствительности имело решающее значение.

Портретный «Пецваль», как назвали объектив, состоит из двух далеко расставленных компонентов с диафрагмой между ними. Передний компонент содержит две склеенные, а задний две несклеенные между собой линзы. Объектив имеет хорошую сферохроматическую коррекцию и незначительный астигматизм наклонных пучков, но обладает большой кривизной поля, вследствие чего полезное световое пятно не может быть большим.

Продолжение следует.

Б.Б.