Американская писательница, литературный, художественный и театральный критик Сьюзен Зонтаг очень точно заметила: «В последнее время фотография почти уже стала таким же популярным развлечением, как танцы и секс. А это значит, что она, как и любая форма массового искусства, уже не воспринимается большинством людей как искусство. Она превратилась в социальный ритуал, в способ избавления от тревог, в инструмент власти».
«Фотография - это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды». (Анри Картье-Брессон).
Ни будь Маэстро Картье-Брессон великолепным рисовальщиком, мы никогда бы не услышали о нём, как о великом Мастере. А ещё нужен кураж. Порой, уныло гуляя среди острейших сюжетов, их не видишь, не можешь на них сосредоточиться. Вспоминаешь о них и сокрушаешься лишь потом, когда к тебе вернулся соответствующий настрой.
«Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств?» (Уильям Юджин Смит, американский фотожурналист, известный своими фотографиями Второй мировой войны).
Теперь немного о съёмочной технике.
С высказыванием Картье-Брессона, которое постоянно муссируется разными авторами: «снимать можно и консервной банкой» трудно согласиться (первоисточник афоризма мне не известен). Если это действительно слова великого Мастера, то он явно слукавил. Как-то слабо верится, что с помощью, пусть даже золотой жестянки, можно делать мастерские работы.
Зато я знаю другие слова Картье-Брессона: «…имеется некоторый фетишизм, который развился по отношению к фотографической технике. На самом деле техника, владение ею, важны ровно настолько, насколько позволяют передать то, что фотограф увидел, добиться конкретного результата, чтобы потом не описывать словами упущенные фотографии, которые не существуют нигде, кроме как в голове у фотографа. Аппарат для нас инструмент, а не красивая механическая игрушка. Фотоаппарат должен соответствовать тому, что мы хотим сделать, должен позволять чувствовать себя в своей тарелке. Управление камерой – выдержка, диафрагма и т.д. должны быть рефлекторными, как переключение скоростей в автомобиле, и не иметь задержек даже при самых сложных операциях (из книги Картье-Брессона «The Decisive Moment»).
Помимо «консервной банки» Анри Картье-Брессон практически всегда работал Лейкой со штатным полтинником (Тессар 3,5/50). Его карманы были набиты кассетами с ч/б плёнкой, которые он быстро расходовал. К «цвету» Мастер относился прохладно. Лаборанты «Магнума» со всех кадров делали превьюшки 9x12см, а маэстро подолгу перебирал их, находя 5 – 6 достойных. Отобранные кадры вновь печатались в большом формате. После этого была окончательная оценка.
Анри Картье-Брессон и фотокамера Leica, воспринимаются нами сегодня как единый образ. Во времена великого мастера Leica была рядовым инструментом фотожурналиста. Это сегодня она считается некой дорогой культовой «штучкой».
Рабочие атрибуты (или, часто, их подделки), принадлежащие мастеру до сих пор кочуют по разного рода аукционам и торгам.