Зарисовки из жизни Сакраметно 2002 года в исполнении режиссера-дебютантки Греты Гервиг
Текст Александр Кондуков **1/2
Поскольку только что отгремела церемония вручения «Золотых глобусов», у нас представился шанс поговорить о мартовской премьере русского проката — дебютной картине актрисы Греты Гервиг, которая подумала, что лучший для первого фильма вариант — это собственная переосмысленная биография в нежные годы. Ну а кто тут что скажет плохого? Вспомните, как с таким же материалом блестяще начинал Эмир Кустурица. Вот и Грета выдала шедевр новой искренности образца 2002 года — где в кадре есть телефоны-раскладушки, а за кадром звучат музыкальные темы моднейшего композитора тех лет Джона Брайона (соратник Пола Томаса Андерсона до прихода Джонни Гринвуда и человек, сумевший снять телешоу с участием Эллиота Смита, что само по себе маленький подвиг).
Фильм должен развеять иллюзии относительно того, что в Калифорнии все носятся в бикини и помышляют в основном о групповом сексе на пляже. Фильм не является прямой иллюстрацией жизни американской буренки Гервиг (впервые она блеснула в фильме «Гринберг», где, как кажется, сыграла саму себя). Главную героиню зовут Кристина «Леди Берд» Макферсон, мама давит, безработный папа депрессует, рядом шатаются не очень-то пригодные для романтических приключений ребята (один, кажется, даже настоящий гей).
Школа, в которой учится главная героиня, настойчиво называющая себя Леди Берд, — строгая и католическая, так что сюжет благодаря этому приобретает некоторую гибкость в глазах тех, кто хочет внимательно фильм проанализировать. Но анализа никакого особенно не наблюдается — у фильма высоченный рейтинг на Rotten Tomatoes, но при этом критики — словно попугаи — хвалят одно и то же: искренность, легкий холодок в подаче нервического материала, актрис Сиршу Ронан (главная героиня) и Лори Меткалф, а также музыку — как оригинальную (довольно бледную) Джона Брайона, так и «поколенческие» хиты, которые должны проиллюстрировать «миллион терзаний». Это песни Дэйва Мэтьюса, Аланис Мориссетт и Джастина Тимберлейка, поп-музыка Америки времен 11 сентября.
Достаточно ли этого, чтобы посмотреть «Леди Берд»? Пожалуй, что нет, совсем недостаточно. Грета Гервиг — не Уэс Андерсон, и даже не Ноа Баумбах, который ее вполне удачно, кстати, снимал в кино. Однако, полученные «Глобусы» заставят многих зрителей поискать в своих сердцах причины для симпатии к автору Гервиг и к происходящей на экране тягомотине. Это примерно все равно, что спустя годы признаться в любви к песне «Hand In My Pocket» Аланис Мориссетт. Если вы скажете, что это круто, всем просто будет лень интересоваться, чем именно. А вот если молвите что-то против, раздастся крик, что вы покусились на святое и ничего не понимаете в ценностях американской молодежи. Так что лучше скажите про «Леди Берд» что-то хорошее и быстрей забудьте картину как дурной сон — в эпоху почти всеобщей киноподкованности в социальных сетях целее будете.
«Леди Берд»
В русском прокате фильм стартует 15 марта. Саундтрек Джона Брайона целиком здесь