Найти в Дзене
История: факты и мифы

Легенда о «бироновщине»

Оглавление

Время правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) обычно называют страшным словом «бироновщина». От имени ее фаворита Эрнста Иоганна Бирона.

Герцог Курляндии и Семигалии – Эрнст Иоганн Бирон, 1737 – 1769.
Герцог Курляндии и Семигалии – Эрнст Иоганн Бирон, 1737 – 1769.

А как обстояло дело в по-настоящему?

Засилье немцев

Под  «бироновщиной»  принято понимать засилье иностранцев,  в частности немцев,  ущемление прав русских и попрание национальных интересов России. 

Иностранцев на русскую службу в массовом порядке начал приглашать Петр Великий.  Но никто не называет его время  «петровщиной».

К тому же иностранец иностранцу рознь.  Например,  Бартоломео Растрелли по рекомендации Бирона был назначен обер-архитектором Анны Иоанновны.  А выдающийся ученый Леонард Эйлер во время ее правления стал сначала профессором,  а потом академиком Петербургской академии наук.  От наличия таких иностранцев Россия явно только выиграла.

Да,  на вершине власти было много иноземцев: Эрнст Иоганн Бирон,  Бурхард Миних,  Андрей Остерман.  Но вряд ли можно говорить о немецком засилье.  Важнейшие посты доставались и русским:  кабинет-министры Артемий Волынский,  князь Алексей Черкасский,  Алексей Бестужев-Рюмин.  На должности начальника Тайной канцелярии,  то есть шефа политической полиции,  находился Андрей Ушаков.

Или возьмем,  к примеру,  армию,  где иностранцев было больше всего.  В 1729 году,  за год до вступления на престол Анны Иоанновны,  в армии насчитывалось 30 русских и 41 иностранный генерал.  К 1738 году количество русских генералов осталось тем же 30,  зато число иностранных сократилось до 31.

Во флоте  «бироновщины»  совсем не видно.  В 1725 году в балтийской эскадре было 16 адмиралов и капитанов,  при этом все иностранцы.  А в 1738-м среди 20 капитанов кораблей мы видим 13 русских.

Эта статистика показательна.  Но дело не только в цифрах.  При  «бироновщине»  немец Миних уравнял в денежном довольствии русских и иностранных офицеров.  До этого русский офицер на той же должности,  что иноземец,  получал в два раза меньше.  Какое уж тут  «ущемление прав»?  Тот же Миних организовал первый в России Кадетский корпус,  который часто именуется Миниховским.  Теперь дети русских дворян могли,  получив образование,  сразу становиться офицерами,  а не начинать службу рядовыми.

А главное Анна Иоанновна отменила пожизненную службу для дворян,  которую ввел Петр I.  Понятно,  что эта мера была принята в интересах именно русского дворянства,  а не иноземцев.

Ущерб национальным интересам

Российская экономика при  «бироновщине»  развивалась вполне прилично.  Например,  вывоз хлеба увеличился в 22 раза. В 1740 году Россия выплавляла 25 тысяч тонн чугуна, в то время как «передовая» Англия только 17 тысяч тонн.

И во внешней политике никакого ущерба национальным интересам незаметно. Россия воевала с Турцией и возвратила Азов.

Русские войска вмешивались в дела Польши. Август III был возведен на польский престол русскими руками. А Польша все больше попадала в зависимость от России.

Внешнюю политику Екатерины II, как правило, восхваляют и считают глубоко патриотической: войны с Турцией за выход к Черному морю, воссоединение украинских и белорусских земель. Но Екатерина лишь продолжала ту линию, которая была намечена во времена «бироновщины».

Естественно, при правлении Анны Иоанновны существовало немало проблем. И очень удобно всех их свалить на иностранцев, а главным образом на Бирона. Который и в самом деле был не самым приятным человеком. Но российские интересы он никогда не предавал. Недаром Екатерина II восстановила его на курляндском троне, который он сначала получил, а потом, после своего свержения, потерял.

Анна Иоанновна, 1693 – 1740.
Анна Иоанновна, 1693 – 1740.

Императрица была уверена, что Бирон никогда не сделает ничего, что шло бы вразрез с интересами России. А уж немка Екатерина II об этих интересах пеклась так, как мало кто из русских.