А.Сосновский. "Кабинет доктора Либидо"
Доступно в интернет-магазинах Amazon, Литрес,Ozon.ru, ТД «Москва» (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru),Bookz.ru,Lib.aldebaran.ru,Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.
Использование и цитирование текста допускается только со ссылкой на первоисточник.
Сара Бернар (Sarah Bernhardt) (1844-1923), выдающаяся французская актриса, чье мастерство до сих пор считается непревзойденным. По праву заслужила всемирное признание и неофициальный титул Божественная Сара (Divina Sarah). Вместе с тем, С.Бернар была страстной и влюбчивой женщиной, никогда не скрывавшей своих увлечений. Более того, она нередко бравировала скандальными подробностями своей личной жизни. Не без тщеславия, говорила о себе: "Я была одной из величайших любовниц".
Сара Бернар родилась в Париже 22 октября 1844. Дочь голландской еврейки Джулии (Юдифь) Бернар, которая имела репутацию великосветской куртизанки. Отцовство девочки точно не установлено.
Благодаря протекции графа де Морни, одного из любовников матери, в 1859 С.Бернар поступила в парижскую Консерваторию музыки и декламации. В 1862, еще не окончив курса, дебютировала на сцене самого престижного театра Франции “Комеди Франсез”. Дебют оказался не слишком удачным. Девушка даже собиралась оставить сцену и уйти в монастырь. Успех пришел к С.Бернар лишь в начале 1870-ых. Актриса работала в театрах “Жимназ”, “Порт-Сен-Мартен”, “Одеон”. Среди ее лучших ролей — донья Соль (“Эрнани” Гюго), Маргарита Готье (“Дама с камелиями” А.Дюма-сына), принцесса Грёза (одноименная пьеса Э.Ростана), Гамлет (одноименная пьеса У.Шекспира), Лоренцаччо (одноименная пьеса А.Мюссе) и др.
В 1864 С.Бернар родила своего единственного ребенка, сына Мориса. Его отцом был бельгийский аристократ Анри де Линь (Charles-Joseph Eugène Henri, Prince de Ligne; 1804-1880).
Впоследствии Морис Бернар занимался театральным менеджментом, в частности, организовывал гастроли своей матери. Был женат на польской княгине Марии Яблоновской.
С юных лет С.Бернар отличалась экстравагантным поведением и пристрастием к различным причудам. Постоянно возила с собой розовый гроб, который употребляла в качестве постели. По утверждению хорошо знавшей ее актрисы Мари Коломбье, С.Бернар не только спала в гробу, но и принимала в нем любовников.
Среди любовников С.Бернар было немало ее партнеров по сцене. К ним, в частности, относились Филипп Гарнье и Пьер Бертон, игравшие вместе с ней в пьесах «Теодоро» и «Тоска». Как правило, такие связи носили временный характер и заканчивались сразу после окончания очередной постановки. Более прочные и продолжительные отношения связывали С.Бернар с трагическим актером Жаном Муне-Сюлли (Jean Mounet-Sully, 1841-1916).
Однако, наибольший интерес С.Бернар всегда вызывали коронованные особы и представители самой высшей аристократии. Среди них были племянник Наполеона I принц Наполеон; император Австрии Франц Иосиф; король Испании Альфонсо; король Италии Умберто и др. Король Дании Кристиан IX предоставил в распоряжение С.Бернар свою яхту, а герцог Фредерик пригласил пользоваться своим родовым замком. Во время пребывания в Лондоне в июне 1878 С.Бернар познакомилась с принцем Уэльским Альбертом Эдуардом (Albert Edward, 1841-1910), сыном королевы Виктории и будущим королем Эдуардом VII. Она довольно быстро завоевала его сердце, вытеснив предыдущую фаворитку актрису Лилли Ленгтри.
Талантом и красотой С.Бернар восхищались выдающиеся писатели, художники, драматурги. Многих из них она также подарила своей благосклонностью. В число интимных друзей С.Бернар входили писатели Виктор Гюго, Эмиль Золя, Эдмон Ростан, художники Гюстав Доре, Жорж Кларен, скульптор Огюст Роден и др.
На протяжении двух десятилетий С.Бернар дружила с Оскаром Уайльдом, который в 1892 написал для нее пьесу “Саломея”. Художник Альфонс Муха создал целый ряд афиш и портретов С.Бернар в стиле Арт Нуво. Знаменитая актриса и куртизанка Лиан де Пужи брала у С.Бернар уроки сценического мастерства.
Близкие отношения связывали С.Бернар с художницей Луизой Аббема. Современники не без оснований приписывали им лесбийскую связь. На картине Жака Суппаро влюбленные изображены на фоне романтического морского пейзажа. На полотне, хранящемся в коллекции театра “Комеди Франсез”, имеется любовное посвящение «Peint par Louise Abbéma, le jour anniversaire de leur liaison amoureuse» («Нарисовано для Луизы Аббема, в годовщину любовной связи»).
В 1882 С.Бернар неожиданно вышла замуж за Аристидиса Дамала (Aristides Damalas, 1855-1889), более известного под сценическим псевдонимом Жак Дамала. Родился 15 января 1855 в Греции, в семье преуспевающего судовладельца. Детские годы провел в Марселе и греческом городе Амброзиос. Обучался дипломатии в Англии и Франции. В 1878 возвратился в Грецию, затем пытался поступить в санкт-петербургский Пажеский Корпус. В конечном счете, обосновался в Париже, оставил дипломатическую карьеру ради поступления на сцену.
Среди французской публики Ж.Дамала прослыл дерзким и коварным соблазнителем. Отрицательные черты характера усугублялись пристрастием к морфию и алкоголю. За ним тянулся шлейф бесчисленных скандалов. По вине Ж.Дамалы распалось несколько благополучных браков. Он безжалостно погубил репутацию многих доверившихся ему женщин. Одна из них, жена парижского банкира Поля Мезонье вынуждена была покинуть Францию. Ж.Дамала соблазнил дочь судьи из Воклюза и покинул ее, как только узнал, что она забеременела. Несчастная девушка покончила жизнь самоубийством.
Летом 1881 сводная сестра С.Бернар Джин, которая также увлекалась наркотиками, познакомила ее с Ж.Дамалой. По словам биографа П.Бертон: «Было неизбежно, что известная актриса Бернар и известный бонвиан Дамала должны в конечном счете встретиться. Каждый знал репутацию другого… Бернар гордилась способностью завоевывать мужчин и низводить их до уровня рабов; Дамала прославился как охотник на женщин… Они были предназначены друг для друга… Дамала хвастал друзьям, что, как только он взглянет на нее, великая Сара Бернар тут же попадет в список его жертв; Бернар, в свою очередь, была уверена, что сумеет покорить Дамалу«.
Ошеломленная его натиском, С.Бернар полностью потеряла голову. Она взяла его с собой в кругосветное турне. Во время пребывания в России по личному приглашению императора Александра III, С.Бернар несколько месяцев выступала на сценах Санкт-Петербурга. Великосветская публика была немало шокирована постоянными скандалами, которые любовники даже не пытались скрывать. Ж.Дамала без стеснения хвастался победой над С.Бернар перед своими собутыльниками. Она в ответ презрительно называла его цыганским греком. В большинстве случаев размолвки кончались тем, что С.Бернар проглатывала обиду и смиренно просила прощения.
4 апреля 1882 в Лондоне С.Бернар и Ж.Дамала заключили скоропалительный брак. Во Франции этот союз был бы невозможен из-за различия вероисповеданий: С.Бернар являлась католичкой, а Ж.Дамала – греческим православным. Сын С.Бернар Морис всячески противился выбору матери и навсегда остался враждебен к ее избраннику. Однако, С.Бернар настояла на заключении брака. Она пафосно заявила репортерам светской хроники: “Он — древний греческий бог, человек моих мечтаний«.
Однако, у большинства современников слова С.Бернар вызвали недоверие. Ядовитые комментарии долго не сходили со страниц печати. Журнал “Les Mères Ennemies” поместил карикатуру, на которой Ж.Дамала дергает за веревочки марионетку с лицом С.Бернар. Уже через три недели после свадьбы начали сбываться самые худшие опасения скептиков. Ж.Дамала потребовал, чтобы С.Бернар отказалась от своей фамилии и в дальнейшем именовала себя Сара Дамала. Получив отказ, он в знак протеста пустился в загул с молоденькой норвежкой. По обыкновению, С.Бернар простила измену. Во время гастролей в Бельгии Ж.Дамала опять сбежал на несколько дней. Похождения мужа превратили С.Бернар во всеобщее посмешище, однако она продолжала терпеть его оскорбления и расплачиваться с кредиторами. После возвращения в Париж, Ж.Дамала объявил, что намерен всерьез заняться артистической карьерой. С.Бернар разрешила ему выступать на сцене собственного театра.
Ж.Дамала оказался весьма посредственным актером, к тому же говорившим по-французски с сильным акцентом. Его наркомания заметно прогрессировала и создавала серьезные проблемы для окружающих. Под воздействием морфия поведение Ж.Дамала становилось агрессивным. Однажды, он устроил истерику прямо на сцене и сорвал с С.Бернар юбку. После этой выходки долготерпение С.Бернар иссякло. Впервые она отказалась платить по счетам Ж.Дамала за наркотики и пьяные дебоши. На следующее утро 12 декабря 1882 он демонстративно отправился в Северную Африку.
С.Бернар давно поняла бесперспективность своего брака, однако, продолжала заботиться о несчастном муже. В январе 1883 в сопровождении нового любовника, драматурга Жана Ришпена, она отправилась в турне по Скандинавии. Перед отъездом устроила Ж.Дамала в клинику и предоставила небольшое ежемесячное пособие. Взамен Ж.Дамала дал обещание никогда больше не вмешиваться в ее личную жизнь.
Он пытался вернуться на дипломатическую службу, затем снова поступил на сцену. В марте 1889 у Ж.Дамала начался очередной кризис. С.Бернар потратила немало усилий, чтобы излечить мужа от наркотической зависимости. Она предоставила ему последний шанс и дала главную роль в “Даме с камелиями”. Однако, вскоре выяснилось, что Ж.Дамала уже не в состоянии играть на сцене. Он так и не сумел избавиться от пагубных привычек. Во время гастролей в Милане его забрала полиция за появление на улице в голом виде. В свое оправдание Ж.Дамала заявил, что без наркотиков мог бы натворить еще что-нибудь похуже.
Зимой 1889 у одной из случайных подружек Ж.Дамалы родилась дочь. Она подбросила младенца к порогу гостинничного номера С.Бернар. Вне себя от ярости, актриса грозилась утопить ребенка в Сене. Скандал с большим трудом удалось уладить после вмешательства друга семьи, греческого фабриканта оружия Базиля Захарова. Девочка, получившая имя Тереза (1889-1967), в 1920-ые была любовницей Габриэля д’Аннунцио и Э.Хемингуэя, позировала для картин Пабло Пикассо.
Ж.Дамала умер в Париже 18 июня (по др. источникам — 18 апреля) 1889 от последствий тяжелой наркотической интоксикации. Узнав об этом, С.Бернар сказала: «Огромный талант, но мелкая душонка и грязный язык«. В течение года С.Бернар носила траур по мужу, с которым никогда официально не разводилась. По паспорту она всегда оставалась Бернар-Дамала, хотя и скрывала это от широкой публики.
В 1905 С.Бернар серьезно повредила правое колено на сцене театра в Рио-де-Жанейро. Во время гастролей в США в 1910 она познакомилась с Лу Теллегеном (Lou Tellegen, 1881?-1934), американским актером голландского происхождения. Он стал последним серьезным увлечением С.Бернар, хотя был значительно младше ее по возрасту. Страстный роман продолжался ок. четырех лет. В автобиографической книге «Women Have Been Kind» (1931) Л.Теллеген написал, что эти годы были "самыми лучшими в моей жизни".
В 1915 сказались последствия травмы колена: из-за угрозы гангрены С.Бернар пришлось ампутировать ногу. Тем не менее, вплоть до 1922 она продолжала выходить на сцену, опираясь на стул. С.Бернар скончалась на руках у сына 26 марта 1923 от почечной недостаточности. В последний путь великую актрису провожали тысячи почитателей.
Источник: Александр Сосновский. Кабинет доктора Либидо.