Найти тему
РЕТРОФИЛ

Во время съемок фильма про Будулая цыгане обнесли всю гостиницу

Драма «Цыган» и ее продолжение «Возвращение Будулая» – одни из самых популярных картин советского телевидения. Но мало кто знает, что эти фильмы как в прямом, так и в переносном смысле могли не состояться без Клары Лучко и Михая Волонтира.

Будулая должны были убить в конце последней серии «Цыгана». Но сыгравший его Михай Волонтир настолько впечатлился съемками, что настоял, чтобы его оставили в живых. Посмотрев отснятый материал, актера поддержал и Анатолий Калинин, автор книги «Цыган», по которой и снимался фильм. Так спустя шесть лет на радость зрителям появилось продолжение цыганской драмы «Возвращение Будулая». Именно после этого исполнителям главных ролей Михаю Волонтиру и Кларе Лучко было присвоено звание «Народный артист СССР».

О том, что Клавдию Пухлякову может сыграть другая актриса, Калинин и слышать не хотел. Писатель не мог забыть своих впечатлений от ее игры на сцене Театра киноактера в спектакле «Суровое поле» – тоже, кстати, поставленном по его роману. Актриса впоследствии часто рассказывала о том, как в очередях ее окликали: «Эй, Будулаиха!» А когда она выступала на творческом вечере в каком-нибудь городе, ее неизменно спрашивали о здоровье мужа Будулая. По книге Пухляковой – под 40. И до сих пор, глядя на экран, невозможно поверить в то, что Кларе Лучко на момент съемок оставалось всего пара лет до выхода на пенсию.

-2

Кстати, благодаря именно Лучко Будулая сыграл Михай Волонтир. Исполнителя этой роли искали долго. Актеры один за другим проходили пробы, но никто из них не годился в цыгане. Эту роль мог бы сыграть Армен Джигарханян, но не смог из-за вечной нехватки времени. Вот тогда-то Лучко и рассказала про молдавского актера, с которым годом ранее работала в картине «Корень жизни». Именно Клара Степановна поставила на уши всю Молдавию, когда утвержденного на роль Волонтира отказались отпускать из театра в Бельцах, ссылаясь на то, что он является ведущим актером труппы. Потраченные время и нервы оправдали себя с лихвой – это было прямым попаданием: образ Будулая, сыгранный Волонтиром, навсегда впечатал его в историю советского кинематографа и полюбился зрителям. Когда советские женщины отправляли Волонтиру трогательные письма, они просто делали на конверте пометку: «Кино. Будулаю».

-3

А вот исполнитель роли Ивана, Алексей Никульников, попал в «Цыгана» случайно: режиссер картины, будучи в Ростове по киношным делам, зашел в местное театральное училище, где полным ходом шел репетиционный процесс и Никульников читал монолог Павки Корчагина. А через несколько дней молодого актера вызвали на пробы, в ходе которых его утвердили на роль. Из-за этого ему пришлось бросить училище – студентам не разрешали совмещать учебу со съемками в кино.

Но съемки «Цыгана» могли вообще не начаться, если бы не Клара Лучко: из-за неповоротливости советских бюрократов начало съемок постоянно откладывалось. Не помогло даже написанное режиссером фильма Александром Бланком и автором книги Анатолием Калининым письмо на имя Михаила Суслова – члена политбюро ЦК КПСС, занимавшегося идеологическими вопросами. Вот тогда-то актриса и отправилась к тогдашнему председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину – одному из любимчиков Брежнева, который прославился своими нестандартными запретами. В частности, при Лапине был закрыт КВН, именно он запретил показывать по телевизору бородатых мужчин и даже приказал не снимать крупным планом поющую в микрофон Пугачеву – по его мнению, это напоминало оральный секс (с тех пор, надо сказать, в высших эшелонах власти странностей меньше не стало). Но тем не менее Лапин внимательно выслушал Лучко, а спустя несколько дней после встречи с ней все препоны были устранены и съемки начались.

Фильм снимали под Ростовом – в родных местах писателя Калинина. Рассказывают, что для съемок свадьбы цыганки Насти и шофера Мишки Солдатова режиссеру потребовались настоящие цыгане. Помощники режиссера нашли их на городском рынке, «завербовав» около 20 человек. А на следующий день на съемочную площадку явился весь табор – «статисты» прибыли с детьми, женами, родственниками. Всего около ста человек. И даже тот факт, что вечно дефицитные свободные номера в гостинице были заказаны строго на утвержденных цыган, никого не смутил – весь табор прекрасно рассредоточился по имеющимся площадям. После съемок они закатили в ресторане банкет для всех, а утром отбыли, прихватив с собой гостиничные полотенца и даже простыни. Бухгалтерии киностудии пришлось возмещать ущерб.

Книга Алексея Калинина «Цыган» пережила несколько экранизаций – например еще в 1966 году свою киноверсию предложил Евгений Матвеев. Он же снялся в главной роли вместе с Людмилой Хитяевой. В 1994 году вышел еще один вариант – с Отаром Мегвинетухуцеси, Ириной Купченко и Лидией Вележевой. Телефильм назывался «Будулай, которого не ждут». И хотя его создатели тоже на время съемок перебрались в Ростовскую область, о самом фильме сегодня мало кто знает. Теми самыми Клавдией и Будулаем в сознании и сердцах телезрителей навсегда остались именно Клара Лучко и Михай Волонтир.