В Викторианскую эпоху или в Эру электричества, как её называли тогда, жизнь людей день за днём озарялась новыми изобретениями. Например, электрический телеграф и освещение. Но вместе с этими бытовыми устройствами на свет появлялись сомнительные электротерапевтические приборы, которые наделяли целебными и косметическими свойствами.
Страницы газет и рекламных объявлений заполонили электромедицинские товары: расчёски, носки, корсеты и ремни. Но одним из наиболее скандальных и популярных изобретений эры электричества стал электропатический пояс — хитроумное изобретение из цинковых дисков, медной катушки и проводов, которое крепилось к телу и воздействовало на организм малыми дозами электричества.
«Подключение их к телу, сложность конструкции и соответствующие рекламные материалы сделали из поясов предмет первой необходимости среди потребителей, которые восхищались природой электричества, но практически ничего не знали о ней», — пишет профессор Калифорнийского университета в Дэвисе Каролин Томас в Journal of Design History.
Электрическая терапия считалась панацеей от всех болезней и недугов. Врачи и учёные практиковали её с середины XVIII века в больницах Парижа и Лондона. В XIX веке устройства стали портативнее и проще, что позволило пользоваться ими не только специалистам. Компании, которые занимались созданием батарей, воспользовались этим и запустили их в производство. Медицинские товары, в их числе электропатические пояса, составляли 25 % всех рекламных объявлений в 1880 году, по оценкам профессора университета Торонто Лори Лёб, опубликованным в её статье для Journal of Victorian Culture.
«Некоторые из них действительно приносили пользу. Их использовали в прижигании, при реанимации и для лечения болей и паралича. Но большинство из них — шарлатанство», — пишет Роберт Кравец в обзоре The American Journal of Gastroenterologu.
Электропатический ремень (также известный, как «электрический ремень», «электрическая цепь», «электро-гальванический пояс») был одним из самых популярных товаров, полагает Кравец. Несмотря на критику в The British Medical Journal в адрес одного из производителей электропатических поясов (они использовали даже слово «вопиющее шарлатанство»), в период между 1820-1920 годов, десятки тысяч электронных ремней были проданы только в США и даже попали в каталог Sears (американская компания, управляющая несколькими международными сетями розничной торговли — ред.) 1906 года.
Компании сражались в «битве поясов», рассказывает Лёб. Каждая из них раскошеливалась на подробные и щедрые рекламные объявления, изображающие мускулистых мужчин, красивых женщин и летающих херувимов. Рекламу дополняли рекомендации от актрис и знаменитых врачей, утверждающих, что ремни генерируют «волшебный лечебный ток для всего организма».
Устройство способно вылечить все известные заболевания: истощение, импотенцию, диспепсию (расстройство желудка), болезни печени и сердца, нервные расстройства, грыжу и даже сексуальное неудовлетворение. Pulvermacher Galvanic Company выпустили электрический заряженную сумку, названную поддерживающей повязкой:
«Пока наш продукт создает необходимую поддержку мошонке, целебные токи, оказывают лечебный эффект на болезненные участки, постепенно выравнивают циркуляцию крови в расширенных венах».
Ремни производили с расчётом на широкую аудиторию. Они были различных размеров, для мужчин и женщин, и их цена варьировалась от 4 до 18 долларов. Некоторые пояса оснащались влажной губкой или батареями, но большинство из них были спроектированы вырабатывать электричество из пота своего владельца и цинковых дисков.
Производители электропатических ремней продолжали бы и дальше доить деньги из наивных потребителей, но одна из ведущих компаний в Лондоне Medical Battery Company попала под серию скандальных исков.
Бывший ювелир и продавец мебели Корнелиус Беннет Харнесс, называвший себя «медицинским электриком», основал Medical Battery Company в 1885 году, после того, как в Нью-Йорке начала набирать популярность торговля электронными расчёсками. В 1892 году кассир из Union Bank подал на Харнесса в суд за мошенничество. Он пытался вылечить свою грыжу с помощью электронного ремня, но только лишь навредил себе. Кассир выиграл дело и вскоре, после этого, Medical Battery Company погрязла в журналистских расследованиях и в исках недовольных клиентов (от представителей высшего класса до служащих и простых солдат). На одном из судебных слушаний присутствовало 400 свидетелей.
Расследование показало, что токи, производимые ремнями, настолько слабые, что их едва улавливают гальванометры. Многие из утверждений о поясах были признаны фальшивыми. Ремни также вызывали побочные эффекты вредные для здоровья: коррозийные соли из цинковых и медных дисков приводили к появлению ран на коже.
Харнесс сперва игнорировал жалобы людей на раздражение кожи. Он посоветовал носить ремень поверх тонкой одежды несколько дней, и раздражение сойдёт.
Позже он был уличен в том, что не имеет никакого представления об электричестве. Оказалось, что Харнесс подделал свой сертификат, стерев чье-то имя. Его утверждение, что он был президентом Британской Ассоциации Медицинской Электроэнергии было правдой, но только потому что он сам её основал.
Харнесс на нападки со стороны прессы отреагировал, сказав, что это «не по-английски» и «жестоко». Medical Battery Company обанкротилась в 1895 году, но Харнесс опять создал аналогичную компанию Medical Electrical Institute Ltd., которая разорилась спустя 9 месяцев.
«В конце 1895 года ремни Харнесса были настолько бесполезны, что две ведущие аптеки сделали на них скидку 75 %. Его первоначальный успех был основан на манипулятивной модели потребления, которая держалась на доверчивости потребителя и власти над ней производителя», — пишет Лёб в the Journal of Victorian Culture.
Объявление об электропатических поясах стали пропадать в 1910 году. Американская Медицинская Ассоциация начала активно преследовать в судебном порядке нелицензионных продавцов медицинских товаров. Ряд газет и журналов такие, как Science Siftings (который известен сейчас, как Science), начали обозревать патенты на лекарственные средства и продукты питания.
«Роль потребителей в судьбе менее известных электротерапевтических компаний сложнее отследить. Но можно сказать, что они обнаружили себя в какой-то момент в стремительно меняющейся коммерческой среде», — полагает Лёб.
Оригинальная статья: Atlas Obscura
Автор: Лоурен Янг
Дата: 12 июля 2016