Ее неповторимым голосом говорит мультяшный герой Нильс, Петя в мультфильме "Петя и Красная Шапочка", львенок в мультфильме "Самый, самый, самый, самый"....
А еще она тихая тетя Глаша в "Большой перемене", бабушка Сима в "Алеша Птицын вырабатывает характер"....
Ее сложно представить молодой, ведь в основном Валентина Сперантова играла ласковых бабушек и тетушек, а ее голос не был подвластен времени.За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Семья Сперантовых
Родилась будущая знаменитость 24 февраля 1904 года в городе Зарайске (ныне это Московская область). Семья была многодетной, трудолюбивой и очень дружной – старшие заботились о младших, и у всех ребятишек были свои обязанности по хозяйству. Сперантовы организовали домашний театр – придумывали и ставили пьесы, шили костюмы, рисовали декорации. Посмотреть любительские спектакли собирались по несколько десятков человек. Поэтому, когда в местном театре потребовалась девочка, пригласили Валю. Так в 6 лет она впервые вышла на сцену. Ее первым гонораром был мешочек с пряниками.
В период гимназической учебы энергичная Валентина организовала драматический кружок. Однажды один московский артист, увидев задорную Валю в самодеятельной постановке, пообещал ей протекцию при устройстве в столице. Да и вообще посулил "золотые горы" – жилье, работу… И в 1918 году доверчивая девушка отправилась в Москву. Однако знакомый, к которому явилась Валя, щедрых обещаний не сдержал. Домой Валентина вернуться не смогла – заболела тифом и надолго попала в больницу. Это происшествие произвело на нее такое горькое впечатление, что она решила, со сценой покончено навсегда, и поступила в качестве ученицы во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские).
Тем не менее мечта о сцене в ее подсознании все же присутствовала. И когда Валентине попалось на глаза объявление о наборе в студию "Молодые мастера" (позже она была переименована в Театральный техникум имени А.В.Луначарского, а затем преобразована в ГИТИС), то она забросила живопись и влилась в ряды студентов.
После окончания учебного заведения встал вопрос о том, куда пойти работать. И Валентина решает держать испытания в Первый государственный педагогический театр (ныне это Московский театр юного зрителя – МТЮЗ). Однако актрисы там не требовались. И руководитель театра Юрий Михайлович Бонди даже слышать не хотел о претендентке. Но Валентина не отступала и упрашивала хотя бы посмотреть на нее и оценить возможности. И Бонди не пожалел – по его признанию, это оказалось "блестящее дарование".
Изначально Валентину Александровну вводили в уже идущие на сцене постановки. Но вскоре стало ясно, что она так искусно изображает своих героев, что даже второстепенные персонажи становятся необычайно яркими и запоминающимися.В числе ее ролей того периода Джо Гарнер в спектакле "Том Сойер", Том Кенти в одноименной постановке, Ягненок ("Басни" И. Крылова), Егорка в "Черном Яре", Лиза в "Горе от ума" и Ахмет в "Винтовке № 492116"– все очень разные и достоверные.
Однако в 1926 году Бонди не стало, и на смену ему пришел другой режиссер. А Сперантовой вновь пришлось доказывать свою творческую состоятельность.
Валентина Александровна всегда отталкивалась не столько от внешнего облика героев, сколько от их внутреннего содержания: "Мне досадно, когда я наблюдаю, что актрисы лихорадочно хватаются за внешнюю характерность ребенка, за ухватки, за ужимки. Я вижу, как напрягаются эти травести, как стараются сделать угловатыми жесты и говорят петушиными голосами. Мне почему-то их немного жаль, а то, что они делают, кажется лишним, во всяком случае, второстепенным. Надо понять психологию ребенка (она у него есть, даже если ему семь лет), и правда скорее придет на сцену, чем от найденных забавных жестов и походки". При этом В.А. Сперантова прекрасно владела искусством перевоплощения и мастерски умела делать то, что умеют мальчишки – прыгать, свистеть, плеваться и т.п.
Позже драматург Виктор Сергеевич Розов так описывал свои впечатления от спектакля "Дубровский", в котором играла актриса: "Пусть извинят меня исполнители главных ролей, но они крайне смутно, туманно всплывают в моей памяти, иные и совсем забылись. А вот маленький, рыжий, худой, жилистый Митя, который приносит в дупло кольцо, ошеломил меня. Это был не просто мальчишка, это был характер. Характер сильный, отважный, твердый. Я терпеть не могу, когда мальчишек играют актрисы с уже грузной, типично женской фигурой, и юные зрители на свой лад сыплют всевозможные ехидные реплики во время действия в их адрес, но тут, хотя в программе и стояла женская фамилия, ни один зритель не то, что не ехидничал, а, затаив дыхание, ловил каждое слово Мити. Ловил их и я, восхищаясь и движениями и его, и тембром голоса. Я впервые увидел Сперантову. И понял: разве дело в том, кто играет, актер или актриса. Сила в таланте".
Валентина Сперантова в спектакле «Сын полка»