На Западе поставили диагноз современной России — несмотря на войну и ухудшение жизни ее граждан из-за санкций, популярность президента РФ только растет. Пять фактов о высоком рейтинге Владимира Путина и любви к нему сограждан, а также пища для размышлений для западных лидеров, которые пытаются помешать агрессии РФ, — в публикации издания The National Interest, перевод которой предлагает "Апостроф".
С начала кризиса в Украине (военного вторжения России, — "Апостроф") восприятие Владимира Путина на Западе и в самой РФ стало все больше различаться. Западные политики и СМИ активно осуждают политику российского лидера, их поддерживает и общественность этих стран. Восприятие россиян абсолютно противоположно — Путин довольно популярен среди своих сограждан. Есть пять причин такой ситуации:
1. Большинство россиян действительно поддерживают Путина:
Последние данные о популярности Путина были получены не от прокремлевских структур. Их подготовило агентство исследования общественного мнения "Левада-Центр", руководство которого имеет давнюю и непростую историю взаимоотношений с властями. У специалистов центра нет причин подделывать рейтинги поддержки Путина, улучшая, таким образом, имидж Кремля.
Несмотря на то, что в авторитарных обществах даже независимые опросы порой переоценивают популярность лидера среди граждан, стремясь не противоречить политическому климату, нельзя списать все на конформизм. Масштаб популярности Путина означает, что он все равно имеет поддержку подавляющего большинства россиян.
2. Кризис в Украине стал серьезным толчком:
В январе 2014 года, незадолго до начала кризиса, рейтинг поддержки Владимира Путина составлял порядка 65%. С тех пор он стремительно взлетел до невероятных 89%, даже несмотря на то, что российская экономика столкнулась с трудностями, последовавшими за санкциями. Это абсолютный исторический максимум для Путина, при том что ранее, в 2008 году, вскоре после победы в российско-грузинской войне, самый высокий рейтинг поддержки был равен 88%.
3. Личная популярность Путина не подразумевает поддержки российской власти в целом:
Сравнение уровня поддержки, которую большинство россиян высказывает в адрес Путина, с мнением общественности о российской власти в целом, показывает разительный контраст. 58% россиян считают, что официальные власти, прежде всего, стараются сохранить и укрепить свое влияние, а 60% убеждены, что власти не несут никакой ответственности перед обществом. Россияне не слишком стремятся тратить свое драгоценное время на государственных служащих — 69% из них пытаются минимально взаимодействовать с властями. Не очень верят жители РФ и в правовую систему — 47% заявляют, что не чувствуют себя защищенными законом, и лишь 41% убеждены в обратном. Эти цифры подтверждают отсутствие не только поддержки, но и доверия к российской политической системе без учета авторитета Путина.
4. Санкции могут быть на руку Путину:
Некоторые аналитики были убеждены — когда санкции коснутся непосредственно рядовых россиян, их энтузиазм касательно политики Путина и агрессии против Украины угаснет, и, возможно, они даже выступят против власти, как делали это в 2011 и 2012 годах, заставив президента РФ сделать выбор — уступить Украине или оказаться перед потенциальной угрозой революции в России.
Однако этого не произошло. С сентября 2014 по июнь 2015 года число россиян, на которых, как они сами утверждали, "очень серьезно" или "достаточно серьезно" повлияли санкции, возросло с 16% до 33%, в то время, как число людей, которые заявили, что не пострадали от негативных последствий ограничительных мер, снизилось с 35% до 13%. Популярность Путина в этот период продолжала расти. При этом 66% россиян убеждены, что западные санкции нацелены на то, чтобы "ослабить и унизить" Россию — национальная принадлежность объединила жителей РФ, и они воспринимают Путина как "отца-покровителя", который защищает страну от атаки извне. Вместо того, чтобы обвинять президента в своих экономических проблемах, они кивают в сторону Запада. Почти половина россиян считают, что санкции нацелены не только на то, чтобы нанести урон элите, но и чтоб наказать простых жителей их страны. Таким образом, многие полагают, что санкции — не только угроза России, но и им самим и их семьям.
И, несмотря на высокую вероятность того, что ситуация изменится в случае еще больших экономических трудностей, было бы опрометчиво ожидать именно такого сценария. Если же этого не случится, Путин может оказаться под давлением российской общественности, которая не желает, чтобы он сдавался Западу, что усложнит для президента РФ возможность пойти на уступки.
5. Даже некоторые оппозиционеры поддерживают позицию Путина в отношении Украины:
Наряду с тем, что действия Путина в Украине, несомненно, превозносят его в глазах консерваторов, 89-процентный рейтинг был бы просто невозможен без более широкой поддержки. В действительности некоторые известные лидеры оппозиции открыто высказывались в поддержку нынешней политики касательно Украины, а в некоторых случаях — даже призывали Россию усугубить ее. Сергей Удальцов, главный активист массовых протестов против Путина в 2011 году, который был приговорен к 4,5 годам лишения свободы за участие в этих акциях, восхищался результатами "референдума" в Крыму (в результате которого РФ аннексировала полуостров в марте 2014 года, — "Апостроф"), заявив: "Я — советский патриот, и считаю распад СССР большой ошибкой и преступлением. По моему мнению, возврат Крыма — маленький, но важный шаг на пути возрождения обновленного Союза". А давний враг Путина Эдуард Лимонов, который уже отсидел срок за свою политическую деятельность, призвал не только к военной интервенции на востоке Украины, но и к отправке Черноморского флота в Одессу.
Однако левые националисты — не единственные члены традиционной антипутинской коалиции, которые разводят подобные сантименты. В интервью изданию "Сноб" либеральная журналистка Ксения Кириллова сетует на то, что средний класс интеллигенции поддерживает позицию Путина в отношении Украины: "Даже если они не верят в "украинских нацистов", большинство искренне убеждены во враждебности Запада".
Следует признать, что эта позиция не единодушно поддерживаются в оппозиционных кругах. Однако приведенные факты доказывают, что у единого фронта оппозиции против политики Путина в Украине перспективы не так уж хороши. Кроме того, растущее доминирование таких настроений даже в рядах противников власти отбивает у либеральных активистов желание выступать за прекращение конфликта на условиях, выгодных Западу. К примеру, популярный блогер (и политический деятель, — "Апостроф") Алексей Навальный и экс-глава ЮКОСа и бывший политический заключенный Михаил Ходорковский заявили, что не поддерживают возвращение Крыма в состав Украины (Ходорковский позже уточнил свою позицию по вопросу возвращения Украине аннексированного полуострова, - "Апостроф").
Принимая во внимание все сказанное, даже при условии, что Западу удастся еще больше ослабить Путина экономически, это может, в конечном итоге, упрочить позиции политика в России. Путин завоевал 89-процентный рейтинг одобрения не только благодаря восторгу населения из-за аннексии Крыма, но и потому, что западные санкции подлили огня в восторженный националистический угар и подпитали личные обиды по отношению к Западу.
Вместо того, чтобы подстегнуть оппозицию, ситуация в Украине еще больше разобщила ее, и вероятен еще больший раскол, если отношения с Западом ухудшатся. Наконец, украинский кризис и последовавшие за ним санкции заставили многих пересмотреть свое мнение об очевидных недостатках политической системы РФ из-за разногласий с Западом.
Независимо от того, каким будет следующий шаг западных политиков в отношениях с Россией, важно, чтобы они серьезно задумались о том, насколько стремление наказать Москву может повлиять не только лично на Путина, но и на россиян.