Случилось мне поучаствовать в экспедиции "Открывая Россию", уже двадцатой по счету. На этот раз она прошла по дорогам горного Алтая, Тывы и Хакасии. Вспомню мистические подробности штурмов высокогорных перевалов и глубоких бродов горных рек.
Сразу по прилету в Горно-Алтайск, обзавелся оранжевым баллоном от клещей. От местных жителей часто слышали, что маленькие паразиты – настоящая беда здешних мест. “В прошлом году их было столько, прямо по головам ходили. В этом меньше”, успокоил местный краевед.
В общем, не смотреть под ноги в этих краях чревато, но, делать это крайне трудно. Вокруг – красивейшие места.
Чуйский тракт – это федеральная трасса Р-256, которая начинается от Новосибирска и идет до границы с Монголией. Часть, проходящая по горному Алтаю, считается самой красивой. По этой ровной дороге с отличным асфальтом и начинаем путь.
В расслабленном режиме доезжаем до Семинского перевала. Это самая высокая точка на Чуйском тракте. Во все времена она имела важнейшее стратегическое значение. Через перевал шли торговые караваны из Китая и Монголии в Сибирь и дальше на запад.
Едем дальше и незаметно въезжаем в село Кош-Агач, административный центр Кош-Агачского района. Интересно, что в последнее время в районе возросло количество осадков, и жители постепенно стали менять крыши на своих домах, с односкатных на двускатные. Винят глобальное потепление. Правда, в то, что тут бывают сильные дожди трудно поверить. Стоит жара – плюс тридцать. Терпим, благо у Discovery климат-контроль есть и у задних пассажиров.
Но вскоре, когда забираемся все выше в горы, начинает холодать и + 30 на термометре Ленд Ровера сменяют +10. Впору уже обогрев включать…
Польза добрых советов
Когда мой друг, заядлый автопутешественник, узнал, что я участвую в экспедиции, сказал: будете проходить Бугузун, обязательно задобрите духов.
У алтайцев есть обычай, украшать ленточками святые места – родники и горные перевалы. Их повязывают в воткнутые в груды камней палки или кладут в эту груду увесистые камни. Так путешественники вступают в духовную связь с хорошими духами, живущими на этом месте. Мы, конечно, этого не сделали.
Через сложный перевал лежит единственная дорога связывающая Республику Алтай и Тыву. А духи-то есть не только добрые…
То, что оказалось под колесами, дорогой назвать сложно. Мы ехали через заболоченные участки, форсировали мелкие горные речки, взбирались в крутые каменистые подъемы, усеянные как внушительными “бульниками”, так и мелкими острыми камнями. Колесо одного из автомобилей соскользнуло с крупного камня и как назло, попавшийся мелкий тут же пропорол боковину.
Причем у шин General Tyres Grabber AT 3 трехслойная конструкция корда, за счет которого и достигается прочность. На боковине есть защита диска. Но, как назло, все порезы за два дня тяжелого перегона были в самом незащищенном месте, то есть между шашками протектора и защитой диска. Мистика!
Слабоумие и отвага
При подъезде к очередному крутому подъему увидели УАЗ “Головастик” раскорячившийся поперек дороги.
Машина заглохла и чуть не упала вниз. Выясняем, что видавший виды грузовичок плохо заводится, а тормоза не работают. Совсем. При этом водитель перевозил в кузове жену, детей и барана…
Сделав доброе дело, отправляемся дальше, надеясь на благосклонность мистических обитателей этих мест. Нас ждет брод, через быструю реку.
Человеческий фактор
Течение сильное, человек еле стоит на ногах, но мы начинаем переправу. Успешно ее прошли почти все. Корму одной из машин снесло сильным потоком и Discovery начал пугающе приближаться к глубокому месту. Спасла буксировочная стропа. Ее зацепили за корму и подтянули автомобиль к мели. Нащупав опору, колеса зацепились за камни, и Discovery преодолел брод.
Тут обнаружили еще один сюрприз. Пассажир, сидевший сзади, в момент заплыва, со страху чуть дернул дверь. Этого оказалось достаточно, чтобы вода моментально залила ковры в салоне. Сливаем воду, меняем еще одно проколотое колесо и двигаемся в путь.
Проехали километров двести и у нашего “утопленника” начались проблемы. Сначала погасла панель приборов, а потом заглох двигатель.
У машины работают световые приборы, мультимедиа, она “видит” брелок, но на нажатие кнопки пуска двигателя не реагирует. Духи, вы снова на нас злитесь?!
А мы призовем на помощь древних предков Ленд Ровера. Как там говорили о первых рамных британцах? Дешевый и надежный внедорожник… Ох, сколько лет прошло. А ремонтопригодность? В общем мы его починили. Сначала проблему решили просто, сдернули клемму аккумулятора. На следующий день, когда машина снова отказалась заводится, сняли обивку и хорошо просушили ковры. На этом глюк исчез.
Из лета в зиму и обратно
Хватит с нас проблем. Перед очередным перевалом задобрили духов, чтобы в дороге сопутствовала удача.
Теперь едем по пыльному грейдеру вдоль российско-монгольской границы до города Ак-Довурак. На термомете – +35, пыль стоит столбом, так что ничего не видно. Снова начинаем подъем. Степную пыль сменяет густой горный туман. На Саянском перевале (высота 2214 метров) температура падает до плюс шести. А впереди снег! Хорошо, что на шинах стоит значок M +S, то есть можно ездить зимой.
Замечаю, что по обочинам лежат градины с перепелиное яйцо. И мы едва под них не попали. Теперь нам сопутствует удача. Позже, включив новости, узнали, что этот град наделал бед в Хакассии, побив стекла и крыши машин.
Рукотворные чудеса
И вот за окном снова степь, термометр снова показывает + 35. Мы в “Долине Царей”, возле Салбыкского кургана – самого большого в этих местах захоронения.
Сооруженный в седьмом веке до нашей эры, по приданию его до сих пор охраняет могучий хозяин. По слухам, кто-то видел в этих местах призрака на коне, а кому-то чудилось, что стучат в шаманский бубен.
Но и реальных загадок не мало. Скажем, до сих пор есть только гипотезы, как строители перемещали 70-тонные камни на расстояние 60 километров и так искусно их обрабатывали.
А вот и чудеса современные. Саяно-Шушенская ГЭС – самая мощная электростанция России расположенная в предгорьях Западного Саяна.
Интересно, когда такое сооружение сами сотрудники сравнивают с телефоном. Мол, не может плотина работать круглосуточно. Нужна “подзарядка”. Для этого проводят исследования на предмет таяния ледников и вычисляют, сколько воды прибудет в водохранилище. От этого зависит, сколько в тот или иной момент будет работать гидроагрегатов.
***
За время экспедиции мы проехали 2500 километров. Многие их них не были легкими, но каждый был захватывающим и по-своему хорош. Так что еще раз воздам почести хакасским духам и попрошу нагадать еще одну экспедицию в эти места. Тут есть еще много чего интересного.