Как известно, в 1992 году Ватикан снизошел признать планету Земля круглой, с учений Коперника было снято клеймо «ересь», а Галилео Галилей был заочно оправдан.
В 2000 году один из важных кардиналов признал, что казнь Бруно была «печальным эпизодом», но указал, что инквизиторы приложили максимум стараний, чтобы сохранить жизнь Джордано.
То есть и в 2017 году итальянец Джордано Бруно уже больше 400 лет официально остается еретиком.
Чем же он мог так насолить церковникам?
Джордано родился в местечке Нола близ Неаполя, в семье солдата Джованни Бруно, в 1548 году. При рождении будущий учёный получил имя Филиппо.
В 11 лет мальчика привезли на учёбу в Неаполь. Он схватывал всё на лету, и учителя сулили ему блестящую карьеру.
В XVI веке для смышлёных итальянских мальчиков наиболее перспективным, с точки зрения карьеры, представлялся путь священника.
В 1563 году Филиппо Бруно поступает в монастырь Святого Доминика, где через два года становится монахом, получив новое имя — Джордано.
Итак, брат Джордано твёрдо стоит на первой ступеньке на пути к кардинальскому сану, а может, даже и к восшествию на папский престол. А почему бы и нет, ведь способности Джордано поражают наставников.
Со временем, однако, восторги сходят на «нет», и брат Джордано начинает попросту пугать других монахов, ставя под сомнение церковные каноны.
А уж когда до начальства дошли слухи, что брат Джордано не до конца уверен в непорочности зачатия Девы Марии, в отношении его началось что-то вроде «служебной проверки».
Джордано Бруно понял, что ожидать её результатов не стоит, и бежал в в столицу, а затем двинулся дальше. Так начались его скитания по Европе.
Беглый священник был довольно-таки неглуп и умел качественно доносить свои мысли слушателям, потому он зарабатывал лекциями и преподаванием.
Его лекции привлекали повышенное внимание аудитории.
Бруно был активным сторонником гелиоцентрической системы Николая Коперника и смело отстаивал её в диспутах. Но сам он пошёл ещё дальше, выдвинув новые тезисы. Он заявлял о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых тоже могут существовать планеты. Джордано Бруно допускал наличие в Солнечной системе планет, о которых ещё неизвестно. Монах настаивал на бесконечности Вселенной и множественности миров, на которых возможно существование жизни.
Стоит заметить, что, то на момент, когда он читал свои лекции, церковь ещё не подвергла официальному запрету учение о гелиоцентрической системе мира, хотя и не поощряла его. Конечно, святые отцы не были в восторге от того, что брат Джордано рушит до основания освящённые церковью канонические представления об окружающем мире.
Но если бы Бруно, как впоследствии Галилео Галилей, базировал свои выводы на чистой науке, к нему бы относились бы мягче.
Однако Джордано Бруно был философом, базировавшим свои идеи не только на логическом мышлении, но и на мистике, при этом покушаясь на основополагающие постулаты католицизма.
Джордано Бруно, как всякий ищущий и сомневающийся философ, был весьма сложной личностью, не вписывающейся в простые рамки.
Вскоре судьба и рекомендация французского короля завели Джордано в Англию, где он потерпел сокрушительное фиаско. Ему не удалось убедить в правоте идей Коперника ни королевский двор, ни ведущих деятелей науки и культуры, таких как Уильям Шекспир и Фрэнсис Бэкон.
Через два года в Англии к нему стали относиться настолько враждебно, что ему снова пришлось уехать на континент.
Чем дальше, тем труднее становилось ему жить - даже там, где его принимали, настоятельно советовали «завязывать» со своими лекциями.
В 1591 году молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго пригласил Бруно, чтобы философ научил его мнемонике (искусство памяти).
Да, брат Джордано всё знал и всё умел.
Бруно принял предложение охотно и перебрался в Венецию, однако вскоре отношения ученика и учителя испортились.
Как оказалось, Мочениго не разделял взгляды Бруно. Примерно через год, прилежный ученик начал строчить доносы на своего наставника в местное отделение инквизиции.
Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры... что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.
Спустя несколько дней Джордано Бруно арестовали. Венецианские инквизиторы не взяли на себя смелость решать судьбу арестованного и почтенно передали его в свой главный офис – Рим.
Прокуратор Венецианской республики Контарини писал, что Бруно «совершил тягчайшее преступление в том, что касается ереси, но это - один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение».
В феврале 1593 года Бруно всё-таки перевезли в Рим, где от него требовали покаяния и отречения от своих идей, но он упрямо стоял на своём. Следователям явно не хватало таланта, чтобы поколебать позиции упрямца в философских дискуссиях.
Джордано последующие шесть лет провёл в тюрьме.
21 декабря 1599 года в Риме проходил очередной суд, где подсудимый снова отказался сотрудничать с инквизицией.
С нераскаявшимся еретиком решено было расправиться показательно.
9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Джордано Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови». Под этой формулировкой скрывалось аутодафе - сожжение живьём.
Выслушав вердикт, Джордано Бруно изрёк: «Сжечь — не значит опровергнуть!»
17 февраля 1600 года на римской площади Цветов Джордано Бруно привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело.
Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай!»
Есть версия, что святых отцов Джордано Бруно пугал вовсе не приверженностью теории Коперника, которая скорее пострадала из-за Бруно, нежели стала причиной его гибели.
Отцов церкви беспокоило то, что «особый взгляд» Джордано Бруно на веру имеет популярность среди влиятельных особ (достаточно вспомнить хорошего товарища Джордано - французского короля). Позиции Римской церкви к тому времени и так основательно пошатнулись (Реформация), и появление ещё одного влиятельного религиозного философа грозило католической церкви новым расколом.
Да, Джордано Бруно вёл жизнь изгнанника, но ситуация могла измениться в любой момент. Достаточно было оказаться рядом с ним предприимчивому и влиятельному человеку с отрядом вооружённых солдат, и философия Бруно легко могла превратиться в новое религиозное течение, которое лишило бы святых отцов и паствы, и доходов.