Величайший монастырь под небесами.
Почему Шаолиньский монастырь называют величайшим? Среди многих причин можно выделить то обстоятельство, что в монастырском храме императоры возносили мольбу небу о благоденствии народа.
Расположенный в живописных горах Сонгшан, в пятнадцати километрах от столицы провинции Хэнань, монастырский комплекс состоял из множества строений. Одним из них была келья настоятеля "Фань Чжан", что буквально переводится как "десятифутовый квадрат". Такое прозвище объясняется тем, что настоятелю уделялось гораздо больше места для отдыха, чем простым монахам, которые спали на циновках размером 1,5 на 0,6 метра. Таким образом, буддийский монах спал на боку, с согнутыми в коленях ногами. Одна рука служила подушкой, а другая лежала на бедре.
Зал Бодхидхармы.
Зал посвящён первому патриарху шаолиньских искусств - кунг-фу, цигун и чань. Он так же известен как "Снежный павильон". Своё название оно получило благодаря второму патриарху, Гуй Кэ.
Долгое время этот монах просил Бодхидхарму указать ему путь к просветлению, но неизменно получал отказ. Однажды Бодхидхарма занимался медитацией, а Гуй Кэ, несмотря на сильный снегопад, стоял снаружи. Время шло и снег достиг его колен. Наконец Бодхидхарма вышел из зала и как ни в чём не бывало спросил, что тот здесь делает,на что получил однозначный ответ. Тогда Бодхидхарма ответил, что обучит его только тогда, когда снег станет красным. Тогда Гуй Кэ без колебаний отрубил себе руку и обогрил снег своей кровью , таким образом доказав, что обладает огромной волей.
Зал тысячи Будд.
Другой отличительной чертой зала Архатов, являются 48 отчётливых отпечатков ступней на полу, возникших в результате миллионов тренировочных ударов, отрабатываемых монахами прошлого.
Впервые монашеское воинство начало фигурировать в рассказах о Шаолине после того, как монахи, по легенде, в начале VII в. помогли вернуть престол императору династии Тан Ли Шиминю. В X–XI вв. был создан специальный отряд из монахов-бойцов – «Отряд почитаемой победы». Одновременно из юношей был сформирован «Отряд чистой победы». Правда, из хроник не очень ясно, для чего могли использоваться эти войска. Вместе с тем хроники рассказывают, что монахи неоднократно оказывали помощь уездным правителям в борьбе с разбойниками.
Ци Цзигуан, хорошо зная отношение к шаолиньским монахам, сложившееся в народной среде, обратился к ним с просьбой о помощи. Наставники монашеского воинства выразили согласие, а сам отряд возглавил монах-боец Юэкун, чье имя означало «Месяц в небесной пустоте».