Найти в Дзене
До последнего ...

Лес и город. Стратегии жизни.

Заметка размышление на границе города и леса.

Две стратегии жизни помогают людям ориентироваться в ней. Первая стратегия, которую условно назовём "город" актуальна для большинства населения современной европейской цивилизации. В этой стратегии жизнь человека расписана от точки до точки по прямой. В примитиве выглядит примерно так: Детский сад --> Школа --> Университет --> Работа --> Семья --> Дети --> Пенсия. Внутри тоже могут быть деления, но так же ориентированные по прямым шагам. В такой стратегии возможно составить карту движения по судьбе, как бы взгляд сверху, и планировать перемещение по социально важным и устойчивым точкам. Примерно так, как мы объясняем приезжему дорогу: "Идите прямо до большого жёлтого здания, перед ним сверните налево и пройдите ещё сто метров".

Но для многих людей существует и другая стратегия жизни - "лес". В лесу человек не планирует прямых шагов, а исследует, осваивает пространство, иногда прорубая себе дорогу в жизни. В лесном путешествии карта бессмыслена. Нельзя взглянуть сверху - кроны деревьев заволакивают дорожки. Нельзя объяснить путь судьбы как в "городском" мышлении на основе прямых указаний типа "Дойдёте до следующего перекрёстка и свернёте на нём налево" . В парадигме леса человек идёт по жизни ориентируясь на свой, буквально прошедший опыт, в отличие от городского стиля, опирающегося на опыт старшего поколения, которое уже позаботилось о дорогах и перекрёстках.

Актуальный пример стратегии жизни "лес" - беженцы с юго-востока в Германию. Они ищут путь проникновения через штормящее море и полицейские препоны не планируя точно маршрут и готовые в любой момент времени изменить его или прорваться. Идут и дети и взрослые и старики на свой страх и риск.

Подобное поведение описывается с юмором типа: Мы не знаем куда идём и как туда добраться. Но в одном мы уверены точно: если мы туда доберёмся, то обязательно будем там. И это уже кое-что, даже если там ничего и нет.

Редкий случай когда человек может самостоятельно выбрать стратегию жизни. Обычно родители, выросшие в "городской" парадигме не умеют ориентироваться в "лесу", а обратный вариант не так сложен для психики. Родитель, прошедший джунгли и научившийся ориентироваться по солнцу и запаху легко обучается и прямоугольным дорогам. Более того, подобный родитель и своих детей быстро перестраивает на "прямые рельсы", потому что для головного мозга значительно меньше энергозатрат в упорядоченном пространстве, поддерживаемым социумом.

Подчеркну, что мы говорим не о географическом распределении, а о некой ментальной карте, о стиле планирования судьбы. Или по сравнительно длинным периодам, установленным обществом вокруг или в постоянном напряжении и поиске собственных путей. И в реальном городе живут маргиналы и в реальной деревне большая часть планирует жить по конкретным мероприятиям. Различие мышления в том, опирается ли человек на установленные другими вешки судьбы или ставит свои зарубки на пути и опирается на свои решения.

Иногда стратегию жизни меняет для последующих поколений война. В реальной войне в городе часто опасней, чем в лесу. Противник стремится нанести наибольший урон там, где сосредоточено больше народа. И прошедшие войну могут научить своих детей строить свою жизнь, опираясь на собственные силы. Мой отец, например, воевал и научил меня самостоятельно принимать решения о своей жизни. Так же я вижу как много людей в Сербии, прошедшие войну учат своих детей рисковать и поощряют жизненные риски (здесь очень просто молодой человек может взять и уехать сам в другую страну практически без средств и вещей и за пару лет выучить новый язык, заработать денег, вернуться и сорваться в другое место).

Ещё одно преимущество, которые дают сражения - на себе понять, что партнёра можно внезапно потерять. Вроде вот только что был рядом с тобой человек, а вдруг бах - и нету. Пропала жена, потерялись дети, а сам живой. И если не опускаться, а собраться и продолжить жить дальше независимо на собственных ногах, то рождается сильная личность.

Ещё одна опасность "городской" судьбы в том, что не тренирующийся постоянно мозг теряет свои силы. Как развивается дистрофия мышц в отсутствии постоянной нагрузки, так и психика человека скатывается в депрессии без поступления новых эмоциональных стимулов. Поэтому среди реальных городских жителей выше процент ментальных расстройств, чем среди реальных "сельских".

Хотите уберечься от расстройства? Идите лесом

Иван Сидоров

Поддержите проект "Бумажное зеркало". 
Материалы для самостоятельной психотерапии.