Самым ярким впечатлением нашего путешествия на Сахалин стала старая австрийская дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге).
Информации о ней у нас было немного, и если бы мы знали то, что знаем сейчас — отвели бы этому месту намного больше времени, чем получилось.
Скупые интернет-источники гласят, что эту дорогу построили пленные словаки, чехи и австрийцы в 1914-1916гг, на сегодняшний день она по прямому назначению не используется и находится в плачевном состоянии, что делает ее привлекательной для джиперов всех стран и мастей.
У нас была намечена ночевка на оз. Маркаколь, но мы так долго искали заезд на Киин-Кериш, что в лучших традициях жанра приехали в Урунхайку ночью, поэтому единственную найденную дорогу к озеру сочли непроезжей, само озеро — ненаучным и отправились искать ночлег дальше по намеченному пути.
Никогда, никогда так не делайте — не приезжайте в ночи, ночью нужно спать. Но если вы так не сделаете — то никогда не испытаете чувство потери реальности, когда ваш автомобиль едет по звездному небу через Мраморный перевал. Звезды справа, слева, впереди и позади, внизу и наверху. И тонкая нить дороги, петляющая в лунном свете между звезд, остается единственной связью с физическим миром.
Главное, вниз не смотреть. Впрочем, что чувствует водитель, я не знаю, а мне временами было страшновато и я внимательно вглядывалась в карту и диктовала "...поворот, 100 метров круто на тебя, аккуратно, 200 метров на тебя, потом сразу на меня…". Коробка грелась, ехали медленно, часто останавливались, считали метры до очередного перевала.
Но оказалось, что это была разминка, главное было впереди — нужно найти место ночевки, а по карте такового не просматривалось. К Маркаколю мы проехать не смогли, местность была мокрая, местами болотистая, трава колосилась в полный рост — палатку не поставишь. После некоторых споров решили двигаться вперед. Глядя на карту, я понимала, что если нам удастся найти ровную площадку — то нам очень, очень сильно повезет.
Небольшой раскисший участок проселка постепенно сменился узким серпантином горной дороги. Фантастические ночные пейзажи залитых лунным светом долин, скал, ручьев и рек проплывали за окном и постепенно сожаление от того, что мы не увидим эти красоты днем, сменилось твердой уверенностью — завтра все это проедем в обратном порядке, а потом еще раз вернемся.
Ехать по узкому извилистому серпантину страшно, а ехать по нему ночью — это просто безумие. "…поворот, здесь ручей, за ручьем круто на тебя, потом круто на меня, на тебя, на меня, через 300 метров ручей…" — я читала генштаб, надеялась на Мишино мастерство, машину и скатанность нашего экипажа на многочисленных соревнованиях. Кто бы мог подумать, что именно здесь нам пригодится весь приобретенный за несколько лет участия в соревнованиях по автоориентированию опыт — чтение легенды, карты, знание GPS-навигации и умение быстро ориентироваться в экстремальных условиях.
Место для ночлега мы нашли на перевале Алатайский на высоте 1792м. Начало сентября выдалось теплым, но после захода солнца чувствовалось наступление осени. Температура окружающей среды стремительно падала с набором высоты, поэтому мы очень быстро поставили палатку, включили отопление и перед сном даже успели выпить по чашечке вкуснейшего чая, помянув добрым словом наших чайных спонсоров — компанию Peroni.
Пить чай с таким видом из палатки мне еще не приходилось. Осенний воздух настолько прозрачен, что кажется протяни руку — и достанешь до звезд. Еще раз порадовались, что нам не приходится давиться чайным суррогатом из пакетиков и мы имеем возможность сполна насладиться картиной, открывающейся с перевала, и дополнить эти ощущения кружкой горячего пуэра с медом.
Мощный вброс адреналина в кровь прогнал сон, но желание увидеть эти красоты завтра при свете дня было сильнее и мы быстро уснули под равномерный шум реки, которая текла где-то далеко внизу. Детеныш так и вовсе не проснулся, когда его достали из машины и переложили в палатку. Здоровый детский сон на таком воздухе становится очень-очень крепким.
Утро выдалось солнечным и теплым и старая дорога уже не казалась такой страшной. Мы позавтракали, наслаждаясь чудесными видами, собрали лагерь, залили термоса чаем и развернулись обратно — туда, откуда приехали. В солнечном свете это была уже другая дорога. Мост, который казался таким страшным, проехали даже не останавливаясь. На крутых прижимах мы понимали, какое безумие вчера совершали. Одно неверное движение…
Пополнили запасы пресной воды прямо из реки и двинулись вперед. В третий раз этот мост проехали даже не притормозив.
А вот и первое серьезное препятствие — река Карокаба. Мост снесен паводком. Из лагеря выходит человек и рассказывает нам наши перспективы: есть два брода, один поглубже, но прямой и набитый тракторами, второй длиннее, наискосок и чуть помельче.
Около второго брода лагерем стояли казахи, заметно оживившиеся при виде нашего странного транспортного средства. Они быстро развернули свою шишигу и махали руками — мол, к нам давай, если что — вытащим.
Миша зачем-то начал суетиться, поэтому я не успела наладить камеру и заснять этот гранд-позор — мы не вписались в геометрию брода, наехали на камень и свалились в речку. Вода заполнила салон быстрее, чем Мишка зацепил трос за шишигу. Вот тут мы и лишились зарядки от ноута, из-за чего нам пришлось потом пол-ночи гнать до Усть-Каменогорска.
Все остальное я предусмотрительно убрала повыше, а зарядку просто не увидела.
Ну ничего, слили воду, немного просушились на солнышке, пообщались, попили чаю и поехали дальше.
Без приключений опять не обошлось — через пару километров наткнулись на машину, которую в казахском лагере потеряли и уже собирались искать совсем в другой стороне. Вытащить ее не представлялось возможным, эвакуировать экипаж — тоже, поэтому мы еще раз съездили в их лагерь за помощью.
Пока мы сохли и катались туда-сюда, начало смеркаться. Белуху мы видели, но хороших фотографий нет — плотные сумерки не самое хорошее время для фотосессий.
Чуть дальше мы встретили команду с Украины — ребята катались больше месяца и уже ехали домой.
Лева как всегда в своем репертуаре — склеил единственную девушку из их команды и радостно на ней катался.
Уже в темноте мы выехали шоссе и обнаружили, что остались без зарядки для ноутбука. Из-за этого нам пришлось срочно скорректировать свои планы и вместо ненапряжной ночевки мы получили ночную гонку до Усть-Каменогорска, но это уже другая история.
А старая австрийская дорога стала настолько ярким впечатлением для меня, что не отпускает до сих пор. Думаю, мы еще раз приедем туда, но уже без суеты и на несколько дней, чтобы вдоволь насладиться красотой этого места.
О нашей экспедиции "64-65" Саратов-Сахалин мы будем писать еще, подписывайтесь на канал чтобы не пропустить продолжение!