Найти тему
Безасфальта

"64-65": Старая австрийская дорога.

Самым ярким впечатлением нашего путешествия на Сахалин стала старая австрийская дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге).
Информации о ней у нас было немного, и если бы мы знали то, что знаем сейчас — отвели бы этому месту намного больше времени, чем получилось.

Скупые интернет-источники гласят, что эту дорогу построили пленные словаки, чехи и австрийцы в 1914-1916гг, на сегодняшний день она по прямому назначению не используется и находится в плачевном состоянии, что делает ее привлекательной для джиперов всех стран и мастей.

-2

У нас была намечена ночевка на оз. Маркаколь, но мы так долго искали заезд на Киин-Кериш, что в лучших традициях жанра приехали в Урунхайку ночью, поэтому единственную найденную дорогу к озеру сочли непроезжей, само озеро — ненаучным и отправились искать ночлег дальше по намеченному пути.

-3

Никогда, никогда так не делайте — не приезжайте в ночи, ночью нужно спать. Но если вы так не сделаете — то никогда не испытаете чувство потери реальности, когда ваш автомобиль едет по звездному небу через Мраморный перевал. Звезды справа, слева, впереди и позади, внизу и наверху. И тонкая нить дороги, петляющая в лунном свете между звезд, остается единственной связью с физическим миром.

-4

Главное, вниз не смотреть. Впрочем, что чувствует водитель, я не знаю, а мне временами было страшновато и я внимательно вглядывалась в карту и диктовала "...поворот, 100 метров круто на тебя, аккуратно, 200 метров на тебя, потом сразу на меня…". Коробка грелась, ехали медленно, часто останавливались, считали метры до очередного перевала.

-5

Но оказалось, что это была разминка, главное было впереди — нужно найти место ночевки, а по карте такового не просматривалось. К Маркаколю мы проехать не смогли, местность была мокрая, местами болотистая, трава колосилась в полный рост — палатку не поставишь. После некоторых споров решили двигаться вперед. Глядя на карту, я понимала, что если нам удастся найти ровную площадку — то нам очень, очень сильно повезет.

-6

Небольшой раскисший участок проселка постепенно сменился узким серпантином горной дороги. Фантастические ночные пейзажи залитых лунным светом долин, скал, ручьев и рек проплывали за окном и постепенно сожаление от того, что мы не увидим эти красоты днем, сменилось твердой уверенностью — завтра все это проедем в обратном порядке, а потом еще раз вернемся.

-7

Ехать по узкому извилистому серпантину страшно, а ехать по нему ночью — это просто безумие. "…поворот, здесь ручей, за ручьем круто на тебя, потом круто на меня, на тебя, на меня, через 300 метров ручей…" — я читала генштаб, надеялась на Мишино мастерство, машину и скатанность нашего экипажа на многочисленных соревнованиях. Кто бы мог подумать, что именно здесь нам пригодится весь приобретенный за несколько лет участия в соревнованиях по автоориентированию опыт — чтение легенды, карты, знание GPS-навигации и умение быстро ориентироваться в экстремальных условиях.

-8

Место для ночлега мы нашли на перевале Алатайский на высоте 1792м. Начало сентября выдалось теплым, но после захода солнца чувствовалось наступление осени. Температура окружающей среды стремительно падала с набором высоты, поэтому мы очень быстро поставили палатку, включили отопление и перед сном даже успели выпить по чашечке вкуснейшего чая, помянув добрым словом наших чайных спонсоров — компанию Peroni.

-9

Пить чай с таким видом из палатки мне еще не приходилось. Осенний воздух настолько прозрачен, что кажется протяни руку — и достанешь до звезд. Еще раз порадовались, что нам не приходится давиться чайным суррогатом из пакетиков и мы имеем возможность сполна насладиться картиной, открывающейся с перевала, и дополнить эти ощущения кружкой горячего пуэра с медом.

-10

Мощный вброс адреналина в кровь прогнал сон, но желание увидеть эти красоты завтра при свете дня было сильнее и мы быстро уснули под равномерный шум реки, которая текла где-то далеко внизу. Детеныш так и вовсе не проснулся, когда его достали из машины и переложили в палатку. Здоровый детский сон на таком воздухе становится очень-очень крепким.

-11

Утро выдалось солнечным и теплым и старая дорога уже не казалась такой страшной. Мы позавтракали, наслаждаясь чудесными видами, собрали лагерь, залили термоса чаем и развернулись обратно — туда, откуда приехали. В солнечном свете это была уже другая дорога. Мост, который казался таким страшным, проехали даже не останавливаясь. На крутых прижимах мы понимали, какое безумие вчера совершали. Одно неверное движение…

-12

Пополнили запасы пресной воды прямо из реки и двинулись вперед. В третий раз этот мост проехали даже не притормозив.

-13

А вот и первое серьезное препятствие — река Карокаба. Мост снесен паводком. Из лагеря выходит человек и рассказывает нам наши перспективы: есть два брода, один поглубже, но прямой и набитый тракторами, второй длиннее, наискосок и чуть помельче.

-14

Около второго брода лагерем стояли казахи, заметно оживившиеся при виде нашего странного транспортного средства. Они быстро развернули свою шишигу и махали руками — мол, к нам давай, если что — вытащим.

-15

Миша зачем-то начал суетиться, поэтому я не успела наладить камеру и заснять этот гранд-позор — мы не вписались в геометрию брода, наехали на камень и свалились в речку. Вода заполнила салон быстрее, чем Мишка зацепил трос за шишигу. Вот тут мы и лишились зарядки от ноута, из-за чего нам пришлось потом пол-ночи гнать до Усть-Каменогорска.
Все остальное я предусмотрительно убрала повыше, а зарядку просто не увидела.
Ну ничего, слили воду, немного просушились на солнышке, пообщались, попили чаю и поехали дальше.

-16

Без приключений опять не обошлось — через пару километров наткнулись на машину, которую в казахском лагере потеряли и уже собирались искать совсем в другой стороне. Вытащить ее не представлялось возможным, эвакуировать экипаж — тоже, поэтому мы еще раз съездили в их лагерь за помощью.

-17

Пока мы сохли и катались туда-сюда, начало смеркаться. Белуху мы видели, но хороших фотографий нет — плотные сумерки не самое хорошее время для фотосессий.

г. Белуха
г. Белуха

Чуть дальше мы встретили команду с Украины — ребята катались больше месяца и уже ехали домой.
Лева как всегда в своем репертуаре — склеил единственную девушку из их команды и радостно на ней катался.
Уже в темноте мы выехали шоссе и обнаружили, что остались без зарядки для ноутбука. Из-за этого нам пришлось срочно скорректировать свои планы и вместо ненапряжной ночевки мы получили ночную гонку до Усть-Каменогорска, но это уже другая история.
А старая австрийская дорога стала настолько ярким впечатлением для меня, что не отпускает до сих пор. Думаю, мы еще раз приедем туда, но уже без суеты и на несколько дней, чтобы вдоволь насладиться красотой этого места.

О нашей экспедиции "64-65" Саратов-Сахалин мы будем писать еще, подписывайтесь на канал чтобы не пропустить продолжение!