Материал подготовлен Alex Mart. Опубликовано в декабре 2012 года на страницах проекта 30 Day Photo. Материал публикуется с согласия автора. Без дополнений и сокращений.
После многочисленных рассказов друзей, учившихся у Александра Иосифовича, о его необычном педагогическом таланте и непростом характере, мы стали мечтать о встрече с ним. Но наши просьбы помочь организовать интервью всегда заканчивались примерно одинаково: «Нет, ребята… О вашей затее я не буду даже заикаться… Вы уж сами как-нибудь договаривайтесь…» В конце концов, отчаявшись, я написал письмо в «Школу Творческой Фотографии» с просьбой передать мой номер телефона Александру Иосифовичу.
А на утро раздался звонок: «Лёша, это Лапин. Что вы хотели?» У меня задрожали ноги. Я оказался совершенно не готов к подобному развитию событий. Да и стоило ли вообще рассчитывать, что такое возможно? Я нёс какую-то чепуху про проект, в котором участвуют совершенно разные люди, что мы хотели бы задать несколько вопросов, что нам очень хочется заниматься фотографией… Было понятно, что моя бессвязная речь совершенно лишена смысла, и вот-вот на том конце мне просто скажут «нет».
«Лёша, приезжайте…» Я не верил своим ушам…
В тот же день, сидя на диване в комнате у Лапина, мы продолжали трястись и нести чушь. Наши вопросы были глупы и непоследовательны, а Александр Иосифович то раздражался, то откровенно потешался над ними. Это были два часа позора. Мы понимали, что это полный провал, и, наверное, и сама идея записать интервью хоть и дерзкая, но бесконечно бредовая. Прощаясь на пороге, Александр Иосифович сказал: «Лёша, ну вы подумайте, а через неделю приезжайте».
А потом было пять невероятных вечеров. Один-два раза в неделю мы приезжали к Лапину и разговаривали, разговаривали, разговаривали. Александр Иосифович рассказывал про фотографию, показывал картинки, просил, чтобы мы высказывали своё мнение, а выслушав его, требовал, чтобы мы не думали, а чувствовали. Он показывал нам заготовки для новых уроков, книги, сборники фотографий. Каждый раз прощаясь, он будто давал нам домашнее задание, советуя посмотреть работы какого-то фотографа или прочитать какую-то статью.
Мы много говорили о насмотренности, и Александр Иосифович считал, что не всем полезно смотреть на чужие работы, хотя, конечно же, это хорошо. Мы сошлись на том, что в нашем проекте очень важно показывать хорошие картинки, и он подготовил для нас подборку фотографий. Он шутил, что мы можем публиковать их, подписывая «Шедевры от Лапина», а мы предложили ему сделать периодическую рубрику, в которой он сможет писать про публикуемые шедевры. Он не возражал, и мы решили вернуться к этой идее осенью.
Когда была готова первая редакция интервью, мы снова пришли в гости к Александру Иосифовичу. Мне показалось, что ему нравится то, что у нас начинает получаться, но материалов было очень много, и нам предстояло сокращать интервью практически в три раза. Месяц, проведенный с Лапиным, отказывался умещаться в десять страниц печатного текста, и мы все понимали, что нам не хватает лаконичности. Тогда Александр Иосифович предложил нам почитать тексты, которые он готовил в качестве вступлений к будущим книгам, статьям, выставкам. Некоторые цитаты из этих материалов очень точно перекликались с материалами интервью, и он разрешил нам ими воспользоваться при сокращении текста. Так получилось интервью, которое мы опубликовали в июле 2012 года. Так началось моё знакомство с Фотографией.
А потом была осень, наполненная сиюминутными, но очень важными делами, и долгожданный отпуск. Поход в гости к Лапину и разговор о новой рубрике откладывались до нашего возвращения в Москву. Но так получилось, что 25 октября Александра Иосифовича не стало...
Мы никогда уже не сможем узнать о том, что именно хотел написать Александр Иосифович о фотографиях, которые он подготовил для нас. Но мы решили, что должны показать эту подборку, и назвать её так, как и хотел Лапин: "Шедевры от А.Лапина".
Интервью с Александром Лапиным можно прочитать здесь.