Найти тему
Ритм Евразии

Как в Латвии «сплачивают общество», начиная с «младых ногтей»

В Латвии собираются ввести в школах «уроки государственной обороны», а также уроки «медиаграмотности», дабы научить детей распознавать «российскую пропаганду». Это очередной этап в милитаризации сознания молодых поколений, обработка которого началась уже давно.

Уроки государственной обороны

Недавно Министерство обороны Латвии обнародовало любопытную цифру. Оказывается, на «уроки государственной обороны», которые предполагается ввести в школах, потребуется ежегодно примерно 17 млн. евро. На днях комиссия Сейма по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией провела уже третье заседание по этому вопросу. Инициатива об обязательных уроках гражданской обороны в средних школах и техникумах была концептуально поддержана ещё в сентябре, но окончательное решение должно принять правительство.

Директор центра молодежного ополчения «Яунсардзе» Айвис Мирбахс и руководитель Государственного центра содержания образования Гунтар Цатлакс поведали, что при Минобрнауки создана рабочая группа, в задачу которой поставлена подготовка конкретной программы и плана таких уроков. Группа подготовит свои предложения к марту – и тогда комиссия снова их рассмотрит. По расчетам Минобороны, для введения уроков потребуется принять на работу 300 инструкторов «Яунсардзе». Предполагается организация летних лагерей, куда будут принимать только учеников, показавших наилучшие результаты в ходе «уроков государственной обороны». Предполагается, что таковых будет набираться около 10% от общего числа учащихся (примерно 3 тыс. человек каждое лето). После окончания средней школы ученик, прошедший военную подготовку, будет подписывать с государством договор как военнослужащий запаса. Также государство предлагает ввести льготы для таких выпускников – поступление без конкурса в Национальную академию обороны и на бюджетные места в государственных вузах.

На сегодняшний день добровольная военная подготовка преподается в 18 латвийских школах, этому предмету обучаются около 360 учеников. Но в дальнейшем военная подготовка станет в средней школе одним из шести обязательных предметов по выбору – школьники будут осваивать практические военные навыки, в том числе обращение с оружием. Как пишет праворадикальное издание Latvijas avīze («Латвийская газета»), «уроки государственной обороны» планируется ввести в средней школе начиная с 2018/19 учебного года как пробные. Окончательно же в учебную программу они будут включены в 2020 году. Как отмечают в газете, введение этого предмета – ответ Минобороны на дискуссию о необходимости восстановления в Латвии обязательной военной службы. «В 5−9-х классах планируется больше воспитывать гражданственность и патриотизм, будут введены также элементы военной подготовки. В средней школе обучение обороне станет предметом по выбору, и фактически это будет курс для военнослужащего запаса», – пишет Latvijas avīze.

Разработанный министерством обороны проект программы военной подготовки в школах предусматривает, что ученики будут изучать принципы действия оружия массового поражения и средства защиты от него. В частности, детям расскажут о различных видах взрывчатых веществ, обучат тому, как действовать, оказавшись на минном поле. Также учащимся предстоит усвоить требования безопасности при обращении с оружием и взрывоопасными предметами. Военная подготовка предусматривает изучение правил выживания в полевых условиях – школьников станут тренировать, как добывать огонь и воду. Планируется также обучать молодежь ориентированию на местности, стрельбе из пневматического, малокалиберного и автоматического оружия. В основной школе тематику обороны государства планируется интегрировать в другие предметы – в социальные знания, историю и спорт.

Ранее, в марте прошлого года, Latvijas avīze написала, что общество эту идею поддерживает: в ходе опроса за введение в школах военной подготовки высказались 65% молодых людей в возрасте с 17 до 25 лет. Однако Neatkarīgā rīta avīze («Независимая утренняя газета») описывает совсем не столь радужную картину. «Боевой дух жителей Латвии ослабевает. Свою страну они всё больше оценивают, как достойную любви и защиты, однако всё меньше готовы защищать ее сами», – пишет издание, ссылаясь на результаты опроса, проведённого по заказу министерства обороны центром социологических исследований SKDS. На вопрос, что они сделали бы, если Россия нападёт на Латвию, 8% респондентов ответили, что вступили бы в гражданское ополчение «Земессардзе». Еще 7% опрошенных сказали, что окажут вооруженное сопротивление, не вступая в «Земессардзе», 24% как-нибудь помогали бы сопротивляющимся. 14% опрошенных покинули бы Латвию, 6% предприняли бы что-то другое, 25% не делали бы вообще ничего и постарались жить, как прежде. Остальные опрошенные затруднились с определённым ответом. Эти результаты в Минобороны сочли удручающими. Там решили, что поднимать боевой дух латвийцев следует уже с самого юного возраста.

Зачем школьнику «медиаграмотность»?

Добавим, что на днях американский журнал The Atlantic опубликовал репортаж о том, как детей в странах Прибалтики готовят к войне с Россией. «Среди добровольцев парамилитарных отрядов – байкеры, бывшие солдаты, охотники и животноводы. У каждой группы есть свое подразделение, предназначенное для обучения молодых мужчин и женщин военной тактике и патриотизму; некоторым добровольцам всего двенадцать лет. Эти группы настаивают на том, что они вне политики. Они стремятся защитить свои границы и обучить завтрашних воинов, чтобы подготовиться к тому, что запланировал для них Путин», – пишет журналист Сиддхартха Маханта.

Репортаж из Прибалтики включает в себя обширную фотогалерею Томазо Клаварино, который снимал обучение добровольцев в лагерях литовского «Союза стрелков», латвийского ополчения «Земессардзе» и эстонского «Кайтселийта». На кадрах итальянского фотографа подростки изучают основы военной подготовки, маскировки и ориентирования на местности. Некоторым из детей на фотографиях на вид не больше девяти лет.

Ещё выразительная деталь: согласно разработанному «Плану о медиаполитике в Латвии», все местные школьники с 1-го по 9-й класс должны освоить «основы медиаграмотности». «Медиаграмотность позволяет анализировать медиасообщения, чтобы видеть в них пропаганду, цензуру или однобокость в новостях и программах», – отмечают в латвийском Минкульте. «Люди должны уметь критически оценивать предоставленную им информацию и отсеивать ненужную» – такое мнение в интервью рижского радио Baltkom высказала профессор Латвийского университета редактор обзора «Искусство жить и владеть информацией» Байба Холма. По её словам, сейчас готовится специальная программа для латвийских школьников. «Надо обучать детей медиаграмотности. Надо учить правильно оценивать информацию, понимать, как она влияет на наше поведение. На государственном уровне уже вырабатывается школьная программа по меагдирамотности. Более того, мы уже обучаем таким программам библиотекарей и учителей», – сообщила профессор.

Эта работа осуществляется в соответствии с установкой спикера Сейма Латвии Инары Мурниеце (выдвиженки праворадикальной и предельно русофобской партии «Национальный блок»), которая, открывая в июне 2017-го 8-й парламентский форум по вопросам разведки и безопасности, заявила, что «необходимо перебороть пропаганду Кремля». И. Мурниеце указала на необходимость создания в Латвии единой школьной системы, которая бы исключила идеологические разнотолки среди молодого поколения. «По моему и мнению представляемой мной партии, необходимо создавать общую образовательную платформу. Это была бы единая школьная система, в которой дети вместе воспитывались бы в едином идеологическом пространстве, с чувством принадлежности Латвии. Потому что мы хотим, чтобы они чувствовали принадлежность к Латвии! Ведь и те русские, которые растут в Латвии, будут знать латышский и нести его в мир», – сказала спикер.

Коллега Мурниеце по «Нацблоку» министр культуры Даце Мелбарде выразила, в свою очередь, беспокойство по поводу того, что на празднование 9 мая в парке Победы в Риге собирается много молодежи, получившей образование в латвийских школах. Д. Мелбарде недоумевает по поводу того, что этот праздник отмечают «молодые люди, которые учились в современных латвийских школах, где есть конкретные образовательные программы и предусмотрено патриотическое воспитание». Министр подчёркивает: «Это вызывает много вопросов, которые в перспективе необходимо решать». По словам Мелбарде, «поколение людей, которые приехали в Латвию с конкретными целями в советское время, уже не изменить», но ей непонятно, почему к памятнику приходят молодые. «Семья это одно, но совсем другое – государственное воспитание в школах. Я опечалена тем, что для большой части латвийского общества российские символы важнее символов латвийского государства», – сокрушается министр.

Радикальное решение

Латвийский оппозиционный политолог Эйнарс Граудиньш считает, что разработка образовательной политики «медиаграмотности» свидетельствует о признании неэффективности развёрнутой в стране кампании антироссийской пропаганды. «Принятие такого документа говорит о том, что, несмотря на всю однобокость, примитивность и агрессивность государственной машины пропаганды по отношению к России, желаемый результат не достигнут. Молодежь, как латышская, так и русскоязычная, не настолько глупа, как это представляет себе латвийское правительство. Долгое время они были уверены, что вся ложь, подаваемая через систему образования, культурные мероприятия и прочее, даст результаты», – поясняет эксперт. Э. Граудиньш считает, что главная задача уроков «медиаграмотности» – заложить в голове учеников определённый стереотип, научить их не воспринимать сведения, идущие вразрез с официальной позицией государства и отличающиеся от информации, которая подаётся государственными СМИ.

Впрочем, введение предмета «медиаграмотности» – это, по мнению латвийских чиновников, лишь половинчатое решение вопроса. Для того чтобы устранить проблему полностью, необходимо полностью ликвидировать в стране школы нацменьшинств, где образование хотя бы частично ведется на русском языке. Собственно, именно такой шаг и утвердило правительство, постановившее полностью изгнать родной язык из русских средних школ Латвии в трёхлетний срок. Отвечая на аргументы русских родителей и педагогов, доказывающих, насколько сложно детям будет изучать, например, сложные точные предметы на неродном языке, министр образования Карлис Шадурскис откровенно говорит, что в «школьной реформе» заложен, оказывается, иной, высший смысл – знаниями можно пожертвовать ради «сплоченности общества». «Ну нам же нужно, чтобы наши дети учились вместе, чтобы у нас не было неоднородной системы образования. Очень наивно рассчитывать, что если латыши и русские будут учиться раздельно, то потом они вырастут и станут жить вместе в прекрасном единении и согласии», – говорит министр.

«Раздор в обществе, возникший из-за реформы, – это временные сложности, неизбежно сопутствующие переходу латвийской нации в новое качество. А именно: в сплочённое сообщество патриотов с единой системой ценностей, общим языком и общими праздниками. Всему этому и поспособствует вызывающая сейчас споры реформа школьного образования. Да, будет просто немного сложный переходный период. Но зато потом станет несравнимо легче», – «обнадеживает» министр.

К. Шадурскис предельно откровенен: «Необходимой предпосылкой интегрированного общества является общее информационное пространство». То есть русских детей необходимо вырвать из русскоязычного информационного пространства, чтобы у них не было противоядия против государственной пропаганды. Именно ради этого «школьную реформу» и затеяли.