Найти в Дзене
Школа-студия "СЛОВО"

Как выделить главное в тексте

Для того, чтобы не утонуть в море ненужных цифр, определений и цитат, а также – чтобы сэкономить время на выполнении школьных заданий и посвятить его более интересным и приятным занятиям, стоит научиться выделять в любом тексте главное.

Что есть главное? Ответ на вопросы: «о ком или о чем говорится в данном тексте?» и «что именно говорится?». То есть:

  • герой, явление или проблема/ситуация;
  • его действия/мысли/конфликт;
  • разрешение конфликта, итоги, вывод/мораль.

Для художественного текста актуальна классическая схема: «завязка, кульминация, развязка».

При чтении с целью выделения основных моментов повествования стоит составить логическую цепочку из слов, ведущих нас от первой фразы текста к окончанию через все абзацы и подпункты. Внимание к названию и текстовым подзаголовкам поможет в составлении траектории будущего изложения, пересказа или сочинения «по мотивам прочитанного».

Научим школьников «вооружаться» карандашом и блокнотом и уже в ходе первоначального знакомства с новой информацией делать краткие пометки.

Составление списка слов или фраз-помощников (для старшеклассников, возможно – кратких цитат из текста, особенно – авторского, художественного или иноязычного) – отличное упражнение для тренировки навыка выделения главной мысли. Ограничение данного списка круглой цифрой (5 или 10) не даст отвлечься на несущественные детали и сконцентрирует внимание только на значимой информации.

Тренироваться в целенаправленном чтении стоит регулярно.

Итак, подведем итог. Чтобы выделить главное в тексте, нужно: 

  • Понимать структуру текста, записать для себя в блокнот заголовки и подзаголовки параграфа. 
  • В каждом параграфе постараться выразить смысл текста одной (максимум- двумя) фразами
  • Ограничить список главных мыслей текста 5-10 пунктами. 

Желаем вам успехов в учебе!