Как-то мне в руки попали единственные в мире, сохранившиеся до наших дней детали оригинальной ходовой части первого советского серийного танка МС-1. Какое-то время их можно было посмотреть на нашей выставке "Забытые крепости ХХ века" в музее-заповеднике Изборск. Детали происходят от танка МС-1, установленного в качестве БОТ № 126 в Псковской УП. Сам танк был сдан в металлолом в послевоенные годы. Почему эти детали уникальны? Потому что у всех музейных танков и танков-памятников МС-1, для восстановления которых использовались уровские корпуса, подвески собраны из деталей современных тракторов и не соответствуют оригиналу. Мы со всем основанием подозреваем что катков от МС-1 больше не существует мире. По крайней мере до сегодняшнего дня науке о них ничего не известно.
Вернемся к нашим деталям.
Амортизатор (свеча) с проушиной для крепления серьги с передним катком. Если мы имеем дело с ранней модификацией танка, то это левый передний амортизатор, если с поздней после унификации, то он мог стоять в другом месте. После первичной грубой механической очистки амортизатор стал выглядеть так.
Всего в мире существует примерно семь таких амортизаторов, причем один в Польше. Редкость и уникальность деталей ходовой обусловлена тем, что при установке танков МС-1 в качестве БОТ на раннем этапе в середине 1930-х годов (например, в УРах ЛенВО), ходовую и силовую установки с них снимали уже на месте после доставки своим ходом или на буксире и закапывали рядом или хранили в землянке. В дальнейшем ходовая утилизировалась трудолюбивыми местными жителями, а алюминиевые катки пускались на ложки еще раньше, по всей видимости , расчетами БОТ. Свечей сохранилось больше, т.к. их зачастую ленились свинчивать с корпуса.
Начиная с 1938 года комплектные МС-1 перестают попадать в УРы. Все лишнее с них снимается на заводах при подготовке танковых корпусов к установке в качестве БОТ. Тем не менее известны труднообъяснимые немецкие кадры на которых запечатлены МС-1 в Пскове не только с ходовой, но и с трансмиссией.
Можно предположить, что это вырытые с позиций машины, приготовленные к отправке в УРы Линии Молотова. Но это только одна из версий. Подробнее к псковским МС-1 вернусь как-нибудь в другой раз.
Амортизатор сохранил подлинную зеленую окраску в несколько слоев. Болты крепления кожуха с одной стороны отсутствуют. Шток сохранил подвижность в горизонтальной плоскости (слегка вращается). Рабочий ход восставить не удалось, не исключено что просто не хватает усилий. После очистки при штатном положении из амортизатора стала подтекать жидкость. На фото нижняя часть амортизатора с вилкой крепления серьги с парой опорных катков.
Верхняя часть амортизатора с проушиной для крепления свечи переднего катка. Видна пробка заливного отверстия.
Вид на фланец крепления к корпусу танка
А вот этот артефакт известен только в единственном экземпляре.
Нижний опорный каток. Вторая половинка отсутствует. Вид внутренней поверхности. Виден подтек нигрола (?). Ось вращается.
Внешняя и боковая поверхности. Видна сохранившаяся обрезиненная часть. Внешний диск выполнен из алюминиевого сплава, сильно корродирован и треснут. Сохранилась пробка заливного отверстия.
Вот так стал выглядеть опорный каток после вторичной очистки. Окислы с алюминиевого диска частично счистились. Отсутствие пулезащитной накладки говорит о том, что перед нами возможно ранний вариант катка. Или накладка ставилась на имеющиеся болты? Тем не менее сам корпус этого МС-1 был собран на пулестойкие конические заклепки, что является признаком поздних вариантов МС-1.
Верхний поддерживающий ролик. Ось с одной стороны перерублена или оторвана взрывом?.
Поддерживающий ролик после чистки стал выглядеть презентабельнее. Расчистка "излома" оси показала его странную структуру. Такое ощущение что ось по центру состоит из семи стержней. Что бы это такое могло быть и как мог получится подобный излом?
Оригинальный репортаж в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал
#Танки #МС-1 #Псковский УР #Артефакты