Дорога от Подпорожья до Вытегры – это смесь из ужасного грейдера и отличного асфальта. Из тебя сначала вытряхивает все нутро, а потом ты резко расслабляешься и сидишь, будто в неподвижности, хотя, на самом деле, дико вваливаешь среди красот. И так повторяется несколько раз.
Зелень кругом то серая от пыли, то зеленая. А ты то сидишь вцепившись во все, что можно вцепиться, до предела сосредоточенный, то рассеянно глядишь по сторонам в моменты затишья и рассматриваешь многочисленные придорожные деревеньки.
Вытегра – очень приятный городок. С первого взгляда можно подумать, что это какая-нибудь дыра, стоящая на большой дороге, особенно если ее быстро проскочишь на мотоцикле. Но стоит рассмотреть ее поближе, как выясняется, что здесь не только живут приветливые и душевные люди, но и жизнь во всю кипит. Например, через город проходит Волго-Балтийский водный путь — сооружение вселенских масштабов, представленное целым каскадом вытегорских шлюзов.
Участок от Вытегры, через Пудож и вплоть до границы с Архангельской областью – это, пожалуй, самый лучший кусок маршрута, идущего из Петербурга до Архангельска, его изюминка. Здесь и раньше было неплохо, но теперь стало просто прекрасно. От Вытегры до Пудожа прежде тянулась неплохая асфальтовая дорога. Но недавно ее расширили и привели в настолько цивильный вид, что едучи по ней можно просто засмотреться на живописные широченные обочины и леса.
Пудож за пять лет, с прошлого нашего посещения, никак не изменился. Возле одного из магазинов, где мы остановились купить перекус, к нам подбежал заинтересованный местный житель с классическим вопросом на тему «памагити клопона» и попросил рассказать о методике выставления зазоров на Урале. И если не считать этого небольшого разговора, больше ничего интересного там не произошло. Тем более что городок мы проскочили буквально за несколько минут.
И вот, после Пудожа-то и начинается моя самая наилюбимейшая часть пути. Стоит пересечь границу этого милого городишки, как ты оказываешься на пустынной извилистой дороге, петляющей среди пасторальных ландшафтов, где есть и поля, и светлые лесочки. А потом внезапно попадаешь на короткий грейдер, преодолев который, оказываешься в совсем другом мире.
Примерно 40-километровый участок асфальтированной дороги, прямой как стрела и абсолютно пустынный, ведет тебя к границе с Архангельской областью через дремучие леса, подступающие вплотную с обоих сторон. Если мне не изменяет память, то тут имеется всего одна деревня, и то, не у самой дороги, а немного поодаль. И в итоге ты едешь в полном одиночестве, словно эта дорога построена для тебя одного. В лучшем случае, за все эти 40 километров встретишь пару машин. А в остальное время будешь ехать в пустоте. Совсем один. Можно ехать по середине, можно ехать слева, можно – справа. Это ничего не меняет. В одиночестве ты несешься по ровному асфальту, едва не касаясь веток деревьев, которые так и норовят захватить дорожное полотно.
После пересечения административной границы с Архангельской областью снова попадаешь на грунтовку, которая продолжается километров 20 или 30, проходя через территорию Кенозерского Национального парка и деревню Орлово. Абсолютно ничего примечательного в этом месте нет – обычная такая дачная деревенька с новодельными нацпарковскими домами для туристов.
Далее через несколько километров следует деревня Дудкинская, в которой сразу бросается в глаза старая деревянная церковь.
Когда маковки церкви скрываются за деревьями где-то позади, требуется еще немного усилий для того, чтобы доехать до асфальта. Впрочем, грейдер тут неизменно хороший: все три раза, что мы тут были в разное время, данный участок маршрута проезжался легко и непринужденно.
И вот, наконец, вновь начинается хорошая дорога, леса расступаются, уступая место широким полям и пастбищам. Проехав деревню Ватамановскую мы решили, что пора бы уже и остановиться на ночь. Как раз подвернулась удобная отворотка, приведшая нас в заросли молодых сосенок на границе леса и бывшего поля, уже изрядно заросшего подлеском.
Утром мы продолжили свой путь, добравшись быстро до Каргополя, заправившись там, и не заезжая в сам город, двинувшись на Плесецк. Дорога до Плесецка, кстати, тоже очень красива и легка. Опять ты едешь по шикарной трассе, опять то справа, то слева ты видишь гигантские пустынные поля, на которых бродят огромные птицы. Иногда поля сменяются борами стройных редких сосен и кажется, что так можно ехать бесконечно, любуясь всем этим.
Катаясь на любом личном транспорте по России, на пути, конечно же, встречаешь множество деревень. Попадая в них, всякий раз ты убеждаешься, насколько же они милы и уютны в своем большинстве. Точно так же было и во время нашей поездки в Архангельск. Ты едешь по трассе – не важно, грейдер это, или асфальт, устаешь и ищешь уже место, где бы остановиться на отдых. Но тут на пути попадается указатель со стрелочкой, расстоянием и названием деревни. Конечно, ты сразу сворачиваешь туда, предвкушая деревянный сельмаг со скрипучим полом и характерным запахом внутри.
Когда покружив по деревне, наконец находишь магазин, то, зайдя в него, встречаешь сонную продавщицу, отпускающую продукты какому-нибудь дедку или маленькой девочке. «И еще вот это вот дай! Запиши на бабу Любу». Подходит твоя очередь, и ты покупаешь пирожки, йогурт местного производства и пачку сигарет. Выволакиваешь все это на улицу, запихиваешь в багажник мотоцикла, и провожаемый местными собаками, отъезжаешь куда-нибудь в укромное место, для перекуса.
Едучи по шикарной дороге на Плесецк, я расслабился настолько, что забыл о том, что асфальт там не везде новый. Так, проезжая один из поселков, я угодил в маленькую, но противную ямку. Никакого значения этому я не придал, однако, минут 10 спустя я начал замечать, что как-то излишне устаю, да и мотоцикл вел себя странновато.
Мы остановились на обочине, я обошел вокруг колясыча. Переднее колесо оказалось сдутым и каким-то пожеваным. Одно из мест шины было протерто до корда от от старости, и в самом центре этой потертости зияла большая дыра. Все понятно – ямка окончательно доканала престарелое колесо 25-летнего возраста. Ну что же, давно пора. Как это обычно бывает, у нас имелась запаска и все необходимое для ремонта резины, но вот домкрата мы не взяли. Пришлось завести двигатель и медленно поехать вперед в поисках ближайшей отворотки в лес. Через пару километров такая дорожка нашлась.
Мы съехали в лес, потом попали на уединенную полянку. Я подъехал к одному из деревьев. Домкрата у нас нет, но зато я всегда вожу с собой лебедку! Все очень просто: прямо на стволе дерева я завязываю петлю, лебедку одним крюком цепляю за нее, а другим – за дугу защиты левого цилиндра. Работая рычагом, я поднимаю над землей всю переднюю часть мотоцикла, как подъемным краном. Дальнейшая замена колеса не представляет из себя ничего необычного.
После окончания ремонтных работ мы кушаем, и затем снова выбираемся на пустынную трассу. Плесецк уже близко.