В декабре Оксфордский словарь выбирает слово года — то, что больше всего отражает чаяния населения планеты прямо сейчас. «Большой» предлагает идти дальше и выбрать фразу года. Имя ей — «Изи-изи, рил ток, синк эбаут ит». Рэп-баттлы победили все другие формы жизни и творческого самовыражения, тем более уничижительные словесные перепалки существовали всегда. Рил ток.
Оксимирон VS Гнойный
Мирона Яновича Федорова и Вячеслава Валерьевича Машнова «Большой» благодарит за то, что они вернули жизнь публичным поэтическим чтениям. Вот так надо упражняться в острословии, чтобы без дуэли и смертей, но все равно невыносимо больно для проигравшего. Оксимирон и Гнойный сегодня как Пушкин и Дантес, Лермонтов и Мартынов, только без револьверов и посмертных эпиграмм. У этого канонического баттла под 30 миллионов просмотров на YouTube, и покажите современного поэта, которого читают смотрят больше.
Оксимирон:
Ты врубишь дурака, будешь быковать —
Неважно, ведь пока ты в моей системе рэп-координат.
Если ты когда-нибудь предложишь слог альтернативный,
Потому что стыдно в 27 лет жить чужою парадигмой,
То на собственном пути станешь героем нарратива.
А пока ты просто то, что моя жопа породила.
Слава, Слава, ты бойкий и ласковый,
Но мой орган из глотки вытаскивай.
Ты был просто достаточно длинною грушей
В моей подготовке к Дизастеру!
Гнойный:
Весь твой творческий путь них*я, кроме рефлексии.
«Я, я, я», — о своей фигуре весь написанный материал.
Ты так много пи*дишь о культуре, но хоть где-то ее осмыслял?
Нет.
Даже в ссаной песне про вейп мы сказали намного больше.
Весь твой рэп ни о чем, потому что он только об Окси.
Так что на *уй тебя и на *уй Версус вместе с вашей послушной толпой.
Лучше я сдохну е*учим ноунеймом, чем прославлюсь и стану тобой!
Кто выиграл? Официально — Гнойный со счетом 5:0. По ощущениям — их битва еще не закончилась.
Микеланджело VS Леонардо да Винчи
Итальянцев эпохи Возрождения почему-то сильно волновало, какое из искусств заслуживает большего почтения — живопись или скульптура. Природа этого интереса неясна, но на его передовой оказались величайшие гении Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Первый, смиренный и седовласый, в драку не лез, продолжая писать шедевры и находя отдушину в инженерных разработках. У второго от сравнения с престарелым динозавром начинался зуд, и он жег напалмом:
Микеланджело:«Пусть мессер да Винчи, незаконный сын трактирной служанки, корчит из себя белоручку и неженку. Я — потомок древнего рода, не стыжусь моей работы, не брезгаю потом и грязью, как простой поденщик. Что же касается до преимуществ ваяния или живописи, то это спор нелепый: искусства все равны, вытекая из одного источника и стремясь к одной цели. А ежели тот, кто утверждает, будто бы живопись благороднее ваяния, столь же сведущ и в других предметах, о которых берется судить, то едва ли он смыслит в них больше, чем моя судомойка».
Леонардо в ответ безадресно бубнил в седую бороду: «Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности». До рукоприкладства дело не дошло, а пятьсот лет спустя оба гения остаются равновеликими.
Кто выиграл? Мировая скульптура и живопись
Дональд Трамп vs Ким Чен Ын
Когда до публичных оскорблений скатываются лидеры ядерных держав, нервный тик начинается у остального мира.
На Генассамблее ООН Дональд Трамп не миндальничал и заявил, что «если США придется защищать себя или своих союзников, у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить Северную Корею. Человек-ракета начал самоубийственную миссию».
Северокорейский лидер смекнул, кто в этой истории человек-ракета, обиделся и выступил с официальным заявлением: «Старикашке, не умеющему понимать смысл слов и повторяющему только одни свои словечки, показать дело действиями — вот что наилучший вариант. Шизофренический припадок президента США лишает даже нормального человека здравого разума и сдержанности. Сумасшедшего американского старичка непременно, наверняка буду укрощать огнем!»
Трамп мог бы оставить сей гневный выпад без внимания, но зачем? «Ким Чен Ыну из Северной Кореи — очевидно, сумасшедшему, который не стесняется морить голодом и убивать собственный народ — предстоит такое испытание, которого еще не было!» — бушевал Трамп в «Твиттере». Перепалка затихла, мир затаился, приводя в боевую готовность системы ПВО.
Кто выиграл? К счастью остальных стран мира, пока никто.
Мартин Лютер vs Папа Лев Х
Честолюбивого богослова так взбесила булла Папы Льва X об отпущении грехов, гарантирующая вечный рай за кэш, что он накатал 95 тезисов против церковного строя.
В 1517 году Мартин Лютер задался актуальным до сих пор вопросом: «Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм Св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?» Так началась Реформация, после которой влияние церкви несколько ослабло, а святая инквизиция уже не была такой святой. Папа в долгу не остался и ответил очередной буллой Exsurge Domine, осуждающей заблуждения Мартина Лютера.
Лев X текст оппонента не читал, но, естественно, порицал, и счел необходимым публично заявить: «Поскольку те заблуждения и многие другие содержатся в книгах или писаниях Мартина Лютера, мы также осуждаем, порицаем и отвергаем всецело книги и все писания и проповеди вышеназванного Мартина, содержащие поименованные заблуждения или любые из них; и желаем, чтобы к ним относились как к полностью осужденным, порицаемым и отвергнутым. Мы запрещаем всем и каждому из верных обоего пола, в силу святого послушания и под страхом автоматического применения вышеназванных наказаний, читать, провозглашать, проповедовать, восхвалять, печатать, публиковать или защищать их. Они навлекут на себя оные наказания, если дерзнут их поддерживать каким бы то ни было образом…»
В следующем после публикации буллы году папа скончался. Счет в баттле остался 1:1. До сих пор хорошо себя чувствуют и лютеранство, и католичество. А индульгенции официально отменили, и на том спасибо.
Кто выиграл? Частично — здравый смысл.
Грозный vs Курбский
Увлечься частной перепиской так, чтобы со временем она стала образчиком литературы — тоже уметь надо. Особенно когда пишешь государю, особенно — из-за рубежа. Бывший военный начальник русского царя Ивана IV князь Андрей Курбский написал из эмиграции письмо монарху, не подозревая, что этот обмен мнениями превратится в лучший литературный баттл XVI века. Письма, изобилующие бесконечными упоминаниями Бога, дьявола и Страшного суда, полны обоюдных шпилек. И, пожалуй, это и есть самое интересное в переписке. «Писание твое принято и прочитано внимательно. А так как змеиный яд ты спрятал под языком своим, поэтому, хотя письмо твое по замыслу твоему и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни; как сказал пророк: «Слова их мягче елея, но подобны они стрелам». Так ли привык ты, будучи христианином, служить христианскому государю? Так ли следует воздавать честь владыке, от бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу?.. Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?..» — бушевал Иоанн Грозный в адрес перебежчика и диссидента.
Андрей Курбский к помощи бранной лексики не прибегал, но был не прочь напомнить Рюриковичам их злодеяния: «И уже не знаю, что ты от меня хочешь. Уже не только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными смертями погубил и богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили еще дед твой и отец твой, до последних рубах отнял, и могу сказать с дерзостью, евангельскими словами, твоему прегордому царскому величеству ни в чем не воспрепятствовали… А кроме того скажу, что не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам, а тем более стыдно нам, христианам, извергать из уст грубые и гневные слова, о чем я тебе не раз говорил и раньше».
Кто выиграл? Русская литература.
Диоген vs Платон
Древнегреческие философы не только публично полемизировали, но и устраивали перформансы. Во всяком случае так в своих трудах описывают события тех лет очевидцы.
Родоначальник и последователь идеализма Платон высказал мысль, что «человек — двуногое без перьев», за что был публично высмеян главным фриком философского мира Диогеном. Тот, собрав вокруг себя учеников, ощипал петуха и провозгласил, что «вот он — платоновский человек», намекая, что человек устроен несколько сложнее. Ученики хихикали, Платон страшно обиделся, хотя в труды правку внес, добавив, что человек — двуногое без перьев с плоскими и широкими ногтями.
«Обезумевший Сократ!» — орал Платон Диогену чуть ли не в самую бочку. И, насмехаясь над аскетичным образом жизни противника, заметил, что «даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия я не мыл сам овощи». «Платон, если бы ты сам мыл овощи, никогда не оказался бы в рабстве», — Диогену не было равных в словесном пинг-понге. Иногда его так раздражало все, что делает главный идеалист Древней Греции, что он топтал циновку со словами: «Топчу спесь Платона».
Кто выиграл? Диоген, потому что ирония всегда побеждает серьезность.
Лев Толстой vs Русская церковь
Иногда великим противостоят целые институты, и тогда сложно держать оборону. Графа Льва Толстого отлучили от церкви за антихристианские произведения с обстоятельной мотивировочной частью.
В официальном послании Священного синода говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая».
Отлучение от церкви спровоцировало Толстого на ответ: «…То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо… И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения… Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым». Попытку вернуть писателя в лоно церкви предпринял правнук Толстого, обратившись к патриарху Алексию II. Снимать дисквалификацию столетней давности в церкви не стали.
Кто выиграл? Формально — Русская Церковь, но вряд ли это огорчило бы Льва Николаевича.
Текст: Татьяна Лукашеич
Иллюстрации: Андрей Игнатик
Оригинал публикации размещен на сайте журнала "Большой"