В последнее время всё чаще слышу от коллег и друзей разные истории их взаимодействия с незнакомыми людьми: разные обстоятельства, разные места, разные люди, но есть нечто общее, что их объединяет.
Например, человек искренне просит помочь ему пройти в метро. Ну так сложилось, что у человека нет проездного (потерял, украли, забыл – всякое может быть). Все внешние признаки говорят о том, что этот конкретный человек не попрошайка, не зарабатывает таким образом себе на жизнь, и такое с ним происходит не часто. И вот другой человек прислушивается к проблеме незнакомого ему человека, решает помочь. Искренне. Потому что в душе, считает что это правильно, что ему это не сложно, а для незнакомца может решить какой-то серьёзный вопрос, проблему.
Или вот девушка выезжает из плотно упакованных дворов, для которых даже средний кроссовер уже грузовик, и не может выехать сама – не чувствует габаритов (может начинающий водитель, а может просто плохо чувствует габариты). Теряет время, психует, расстраивается и просит помочь проходящего человека, который тоже проникается чужой проблемой и решает помочь, потому как ему не сложно, а другому помощь.
Или вот выпала в толпе у кого-нибудь вещь: перчатка или шапка. И тот кто шёл позади, поднял, решил вернуть, потому что вроде мелочь, а всё равно человек привык, прикипел – расстроится.
И во всех этих случаях принимающий помощь принял её как должное, как солнечный свет или ветер – так должно было произойти и так произошло.
И все, кто делился подобными историями, вопрошали в пустоту: да, пусть это для меня ничего не стоило (или почти не стоило); да, не представляло никаких проблем, но почему проситель не хотел отдать что-то взамен? Не испывал внутренней потребности как-то признать и оценить помощь стороннего человека. Пусть не вербально, а как-то ещё – мало ли способов проявить благодарность?
И в ходе дискуссий нащупалась слабая нить – не до конца сформулированное, но всё же утверждение: человек, окружённый услугами, привыший к комфорту внешнему, пытающийся себя окружить им – привык получать услуги. Всё теперь услуги. Человек привык, что ему оказывают услугу и ожидаемо просят за это деньги. Если не просят сейчас, то очевидно попросят потом. Зачем благодарить за то, за что человек платит? При чём тут искренний порыв и желание помочь? Привыкнув к услугам, такое даже не рассматривается всерьёз – отсюда видимо и такая реакция.
Или вот ещё истории с другого конца спектра благодарностей, когда человек, от которого зависят серьёзные или быть может не очень серьёзные решения, вынужден выслушивать «спасибо» от людей, которые в нём заинтересованы, по сто раз на дню, почти в любом предложении. Он раздражается, просящий раздражается и достыпает «спасибо» с горкой, будто от количества «спасибо» зависит скорость и качество принятия решения.
Получается, что в обоих ситуациях не хватает искренности, умения и, что важно, желания оценить вклад другого человека в жизненную ситуацию, в рабочий момент, желания выразить признательность за потраченное время и другие, в том числе душевные, ресурсы. Человек помог, потратил душевный порыв в пустоту и скорее всего задумался, а хочу ли я участвовать в этом «атракционе щедрости» ещё раз?
Тем ценнее на этом фоне встречи с людьми, которые, протягивая руку, говорят «привет! Спасибо, что приехал», а в конце разговора добавляют «спасибо за твоё время». И, конечно, главное всё же не слова, а искренность или то ощущение, которе появляется, когда человек понимает, что собеседник действительно ценит потраченное на него время, потраченные усилия.
И надо бы, наверное, подвести какие-то итоги, сделать выводы, написать рекомендации, раздать советы. Но нет, это просто заметки, записаные в журнал «наблюдений за человеческой природой». Анализ будет проводить старший метеоролог, если будет трезв или случайный читатель, если несанкционированно доберётся до журнала потехи для.