В Индии есть все. Для любителей материальной истории — архитектурное наследие. Для наблюдателей за красотами, типа меня — восхитительные рельефы и пейзажи. Поесть, искупаться в океане, угореть по религиозным течениям на любой вкус — можно все.
Самый, пожалуй, известных архитектурный символ Индии — мавзолей Тадж Махал — находится совсем не в столице, Дели, а в 200 км от нее, в Агре. Съездить посмотреть стоит, народу нравится.
Коротко, чтоб не лазить в Википедию. Тадж Махал — это мавзолей, построенный в XVII веке императором Шах-Джаханом для погребения своей жены. Та прожила с ним 19 лет и умерла при родах его 13-ого или 14-ого ребенка. Мужик, как видим, в долгу не остался.
Напротив белого Тадж Махала император планировал построить еще один такой же, только черный. Для себя. Но к тому времени, когда был заложен фундамент, власть в стране перешла к его сыну, Аурангзебу, и тот закрыл отца в тюрьму под предлогом растраты бюджета на мавзолеи для себя и матери. Ничем более выдающимся отпрыск не отметился.
Тюрьмой стала крепость Агры, Arga Fort, она же Красный форт. Пожеланием императора было чалиться там, откуда Тадж Махал будет видно, и крепость подошла. Вид на мавзолей оттуда, однако, совершенно унылый. Как и на все вокруг.
Зато внутри очень круто. Дело в том, что в XVII веке столицей Индии некоторое время была именно Агра, эта крепость была резиденцией Великих Моголов.
Вот эти орнаменты на мраморе сделаны из полудрагоценных камней, под которые в мраморе вырезаны точные пазы. Плотность подгонки деталей поражает. По такой же технологии выполнены и украшения Тадж Махала. Более того, там использовались не только простые, но и настоящие драгоценные камни. Позже цивилизованные англичане, пришедшие в Индию насаждать культуру и христианские ценности белого человека, повыковыривали эти камни для личного обогащения. «Сокровища Агры», про которые пишет Артур Конан Дойль — это вот они и есть.
Столицей Агра пробыла менее ста лет, когда государственные органы переехали обратно в Дели, ловить тут стало совершенно нечего, кроме того, напрягали проблемы с водой. Люди ушли из города, а постройки остались. Так стал «городом мертвых» Фатехпур-Сикри. Тут, несмотря на поток туристов, действительно, все очень размеренно и спокойно. И красиво.
На последнем фото из этой серии — фрески православного храма, существовавшего во дворце. Одна из жен тогдашнего императора была православной, по тем понятиям полагалось чтобы у жены по месту жительства был соответствующий храм.
Вокруг тем временем идет обычная жизнь. Если в центральной Индии посреди квартала стоит свежеотремонтированное здание общественного назначения — скорее всего это будет школа. Школ много, довольно много школ «системы Монтессори», почему эта система тут особенно прижилась, я не узнал.
Здание администрации штата в Бангалоре.
Бангалор неофициально считается IT-столицей Индии и родиной такого понятия как «индийский аутсорс». Для моих читателей, далеких от IT, поясню. Индусам повезло с колонизаторами, оставившими им английский язык и кое-какую инфраструктуру, в результате чего Индия оказалась не богата, но и не так бедна как соседи, вдобавок, население относительно образованно и может легко коммуницировать с западным миром, прежде всего, с США. В результате в начале 2000-х ведущим разработчикам ПО, не привязанным к географии, оказалось выгоднее отдавать задачи по написанию программ в Индию, а в Индии нашлось достаточно программистской рабочей силы. До сих пор индусы работали дешево, но плохо, и термин «индусский код» в IT-среде стал синонимом для характеристики «косорылая, глючная, с непонятной логикой и невозможная в эксплуатации херня». На аутсорс в Индию отдают часто и техподдержку пользователей, так что звонок по номеру в США может обслуживаться именно здесь. Все эти люди в аэропорту Бангалора встречают работников, командированных в местные офисы IT-гигантов — Microsoft, Cisco и т.д. — на табличках в руках у таксистов представлен реально весь IT-рынок.
Индийский Макдональдс. Одно из немногих мест, где можно точно найти что-то мясное. Ассортимент, само собой, преимущественно вегетарианский. Говядину индусам нельзя, свинину нельзя значительной мусульманской части населения, баранины в местном климате особо не водится, остается птица, поэтому моим спасением был Макчикен. А в делийском КФЦ меня обслуживал глухонемой кассир. Он показал рукой на свой значок глухонемого и развернул передо мной меню, я ткнул пальцем в привычный набор, который мне быстренько собрали.
А теперь — мои любимые рассветы и закаты. Деревня Хампи знаменита своими тремя сотнями каменных храмов и нагромождениями валунов. Природа возникновения этих гор из камней неочевидна. На некоторых камнях габаритами с небольшой дом видны явные следы обработки. Все это загадочно и в свете закатного или рассветного солнца невероятно красиво.
Для понимания размеров камней — в предыдущем кадре колючки слева хорошо так выше меня, а в этом кадре для представления масштаба есть люди.
Начинается закат, свет становится мягким, а тени длинными.
Цвета на фото совершенно натуральные.
Через полчаса я прощаюсь с солнцем.
Чтобы следующим утром встретить его вновь.
Где-то здесь, забравшись на уединенную скалу, наверное, лучше всего медитировать. Или признаваться в любви.
Внизу днем занимаются сельским хозяйством.
А вот тут мне удалось увидеть не туристическое событие. Это похороны. Там, где стоят люди, навалены дрова. Сверху укладывают покойного, укутанного в яркие оранжевые одежды. Народ собирается в круг, костер поджигается, тело усопшего превращается в прах, народ в белом начинает поминки.
Рядом с туристами тусуются обезьяны…
… и разные интересные личности.
Ближайший райцентр.
В Хампи из Гоа ходит автобус, время в пути — почти вся ночь. Ехать обязательно.
Эта заметка с фотографиями большего размера живет по адресу http://ovbaza.ru/post/1904