К сожалению, такие SMS-сообщения рассматриваются судами исключительно как реклама, которая не позволяет потенциальному заемщику требовать от банка выдать ему кредит на предварительно одобренных условиях.
Однако существует способ наказать финансовую организацию за надоедливые SMS -предложения, которые по факту являются всего лишь обманкой.Законодатель допускают SMS-рекламу только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. В п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.
Также следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.
В частности Верховный Суд РФ 24.04.2017 рассмотрел дело № А40-25119/2016, из материалов которого следовало следующее. Антимонопольным органом был установлен факт поступления на абонентский номер, принадлежащий гражданину П. рекламного SMS-сообщения следующего содержания: "Ситибанк-Максим, предлагаем Вам кредит наличными до 750000 руб. с обязательным подтверждением дохода, на срок 60 мес., процентная ставка от 15% годовых. Обратитесь в отделение или центр кредитования или позвоните по телефону 84957755500". Антимонопольным органом данная реклама признана ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". В целях устранения нарушений банку было выдано предписание, которое он оспорил в судебном порядке. Суды, признав правоту властного органа, исходили из того, что в рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия предлагаемой финансовой услуги (минимальная процентная ставка и максимально возможная сумма по кредиту), вместе с тем иные условия, позволяющие потребителю в полной мере оценить приемлемость условий предлагаемой услуги в рекламе, не отражены.
Итак, наиболее действенным способом борьбы с назойливой банковской SMS-рассылкой является обращение в антимонопольный орган с жалобой о нарушении законодательства о рекламе и прав клиента.