Найти тему
chervyakov86

ВАЗ 2121, Нива, 4х4, Урбан… как не назови, все едино.

Месяц отечественного автопрома у меня в блоге я хочу сегодня продолжить очень интересным автомобилем. За все время, сколько я знаком с Нивами, я до сих пор, не могу себе толком ответить, как я отношусь к этой машине. С одной стороны – это даже сейчас самый дешевый проходимец, а с другой стороны – это редкостное ведро, с кучей проблем, дико неудобное, но при этом такое родное и милое сердцу, что можно простить этой машине все, что угодно.

Первое мое знакомство с Нивасиком произошло в 2008 году. Я жил еще в Алтайском крае, был на межвахте, сидел дома, играл в Квэйк 3 Арена, и тут раздался звонок в дверь. Открываю, вижу соседа дядю Колю, который мне объясняет, что его сын (мой старинный друг), шел на 99 с Казахстана через Кулунду, и перегрел мотор, в виду чего повело ГБЦ, и его нужно ехать и притащить на кукане домой, и так как он по своей давней традиции после работы засадил в себя снаряд пивася, а мне, так как, по его мнению, нефиг делать, нужно сесть за руль его Нивы, и поехать с ним выручать Виталика. Ну делов то, надо, так едем.

-2

Это была довольно свежая Нива 2006 года, с инжекторным мотором, кенгурином, литыми дисками, перенесенной запаской на заднюю дверь, магнитолой JVC и флешкой с песнями Круга, Кучина, Ноговицына и группы Лесоповал… в общем все, как мы любим. Было лето, жара по +30 градусов, закупившись в магазине сигаретами, пивом и минералкой мы отправились в путь…

-3

Потом, время спустя, мне довелось вдоволь накататься на этой машине, как и за рулем, так и пассажиром. На этой машине я лазил по сугробам, грязи, камням, пескам, и каждая поездка – это отдельная история, так как до сих пор я ездил на этой машине по асфальту лишь один раз, когда тащил на веревке синюю ВАЗ-21099, все остальные поездки были по работе, а это не всегда там, где есть хотя бы направления.

Сейчас уже мало кто об этом знает, но в 1977 году Лада Нива стала откровением для автомобильной промышленности. Это был первый внедорожной автомобиль с несущим кузовом, передней независимой подвеской, и постоянным полным приводом. По факту 2121 стала первым в природе автомобилем класса CUV.
С 1977 года по сей день, этот автомобиль практически не изменил свою конструкцию. Так как на ВАЗе в конце семидесятых ничего, кроме классики не выпускалось, Ниве достались очень много узлов и агрегатов от ВАЗ-2106, которые со временем модернизировались, но опять же незначительно. По большому счету, продаваемая сейчас Лада Урбан, является все той же Нивой 1977 года.

-4

ак как ничего радикального за это время не произошло, мы сегодня опустим весь процесс изменений автомобиля, и обратим свой взор на современную трехдверую LADA 4x4.

Современный «Нивасик» оснащается инжекторным восьми клапанным мотором 21214, который ой как недалеко ушел от классического мотора 21063. Рабочий объем двигателя составляет 1690 см3, ход поршня 80 мм, диаметр 82 мм. Все это выдает мощность 82 л.с. при 5000 об/мин, и крутящий момент 127 Н*м при 4000 об/мин.

Причины переноса запаски на зад, многие объясняют удобством. Но по факту это еще и безопасность. Так как запаска лежит под капотом с левой стороны, и при лобовом столкновении она уходит в салон.
Причины переноса запаски на зад, многие объясняют удобством. Но по факту это еще и безопасность. Так как запаска лежит под капотом с левой стороны, и при лобовом столкновении она уходит в салон.

Этому мотору присущи все достоинства и недостатки классических моторов, и количество пройдённых километров без капиталки очень тесно зависит от того, как этот мотор был обкатан. Завод обещает, что данный агрегат проедет без потери заводских характеристик 125 000 км, но история знает очень много случаев, когда эти моторы проезжали и по 200 000 км, без снятия ГБЦ. Рецепт этого очень прост, нужно просто немного последить за мотором.

Самое простое – не льем дешевое масло. Моторы Жигулей не требовательны к допускам, и по большому счету туда все ровно, что лить, главное, чтобы эта жижа обеспечивала хорошую смазку парам трения. Интервал замены лучше сократить до 7 – 10 тысяч километров пройденного пути. Второе правило, которое нужно соблюсти – это регулировка зазора клапанного механизма, и так как на классических моторах присутствует такая особенность, как износ распределительных валов, рекомендуется производить проверку зазоров каждые 15 000 км. На новых моторах регулировка может потребоваться раз в 20 – 30 тысяч км, но с возрастом этот интервал может сократиться, и быть одинаковым с заменой масла. Третье правило – это прогрев. Собственно, оно и очевидно! Не рекомендуется начинать движение с непрогретым до рабочей температуры мотором. Вроде ничего сложного, верно?

-6

Но помимо соблюдения этих трех простых правил, есть еще много чего. И тут начинается все самое интересное, так как электрика и навесное могут жить своей жизнью. Катушки зажигания обычно хватает не более, чем на 50 000 км, примерно на таком же пробеге начинает люфтить и водяной насос. По термостату вообще никакой гарантии не может быть. Может случиться так, что на абсолютно новой машине клапан может заклинить, и так как у нас внедорожник с очень чахленьким мотором, который на бездорожье всегда живет в отсечке, закольцованный на малом круге тосол очень быстро напомнит о себе белым паром из-под капота.
Такие вещи, как датчик положения дроссельной заслонки, датчик положения коленвала, кислородные датчики могут и пережить мотор, а могут и выйти из строя, не доехав до 10 000 км.

Вообще у этих автомобилей всегда присутствовал дух авантюризма и русской рулетки. Можно ездить, и горя не знать, а можно не вылазить из-под Нивы, и постоянно что-то будет ломаться и раскручиваться.

Но не за мотор полюбили эту машину, за него чаще ругают! Полюбили эту машину за полный привод. Эта машина имеет постоянный полный привод на все четыре колеса, с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Реализована эта система довольно просто, и при этом надежно и функционально.

-7

От коробки крутящий момент передается на раздаточную коробку, от которой уходит два карданных вала, один к заднему мосту, другой к передней оси. Меж колёсные дифференциалы у 2121 свободные, а блокировку имеет только меж осевой дифференциал.

-8

Вкупе с очень короткими первыми тремя передачами в механической пяти ступенчатой коробке передач, такая система полного привода обеспечивает Ниве, снаряженной массой 1210 кг (а это очень мало для проходимца), очень значительный внедорожный потенциал, и с опытным водителем, на хорошей внедорожной резине, эта машина способна прелесть там, где тяжелые рамные внедорожники, с кучей мощности просто тонут от избыточного веса.

По проблемам трансмиссии у 2121 в принципе все как у всех. Если катаем на бездорожье, то выводим сапун заднего моста и раздаточной коробки вверх, проверяем состояние и уровень масла, и все будет в порядке. Все омрачают течи сальников моста и раздатки, все решалось обычной заменой, но вот с 2011 года АвтоВАЗ начал ставить забугорные сальники, и проблема решилась. Так же внимание стоит уделять крестовинам кордонных валов, их периодически придется смазывать, так как они имеют свойство без ухода разбиваться, и их замена не принесет ничего приятного.

-9

Раньше, на передней оси, так же как и на классических Жигулях у Нивы стояли ступичные подшипники, которые требовали периодического подтягивания. Но тут в довесок к тому, что приходилось подтягивать гайки раз в 20 – 30 тысяч километров, был такой неприятный момент: при преодолевании бродов в подшипники попадала вода, и постепенно они приходили в негодность, часто унося за собой ступицу… Но дядюшка Бу поставил забугоные подшипники, и все наладилось.

По передним приводам вопросов нет, они очень прочные, переваривают езду на клочах по бездорожью, но вот в виду очень слабых пыльников, которые могут на этом же бездорожье порваться, могут выйти из строя набившись грязью.

-10

Передняя двухрычажная подвеска тоже не имеет каких-то проблем, имеющих массовый характер. Обычная подвеска, с хорошими ходами. Все зависит от того, как ездить.

По задней оси проблем не может быть в принципе. Там мост! А пружинная подвеска проста до такой степени, что там буквально сказать нечему ломаться.

Вот вкратце то, что собой представляет нивасик. Вроде бы не так все страшно, верно? А как же теперь на этом все ездить? Вот тут начинается все самое интересное.

Рассказывать о каком-то комфорте, эргономике, функциональности оснащения и другим непонятным словам, не имеющим никакого отношения к автомобилю Лада 4х4 я не собираюсь. Сел и поехал. Если не влез в Ниву, то нужно купить УАЗ, вот и все дела.

Приборная панель оставалась и остается неизменной.
Приборная панель оставалась и остается неизменной.

-12

-13

Но были и машины с приборной панелью от десятки. Лично я видел такую машину лишь однажды, и если правильно помню, то она была 2010 года выпуска.
Но были и машины с приборной панелью от десятки. Лично я видел такую машину лишь однажды, и если правильно помню, то она была 2010 года выпуска.

Багажник есть. Не большой, но есть. Его будет достаточно для того, чтобы возись с собой ящик с ключами, канистры с жижами и мешок запасных частей. Куда положить багаж? Какой багаж? Это нивасик!
Багажник есть. Не большой, но есть. Его будет достаточно для того, чтобы возись с собой ящик с ключами, канистры с жижами и мешок запасных частей. Куда положить багаж? Какой багаж? Это нивасик!

Разложив задние сидения еще что-то можно перевести, но задайте себе вопрос: у Вас нива, оно Вам надо?
Разложив задние сидения еще что-то можно перевести, но задайте себе вопрос: у Вас нива, оно Вам надо?

Задний ряд в принципе не может быть удобным. Начиная от посадки, заканчивая высадкой, задний ряд на 2121 пропитан болью. Это не пассажирское место, это багажник для чистых сумок и вещей, которые понадобятся в поездке, так как багажник занят канистрами, ящиком с инструментами и мешком с запчастями.
Задний ряд в принципе не может быть удобным. Начиная от посадки, заканчивая высадкой, задний ряд на 2121 пропитан болью. Это не пассажирское место, это багажник для чистых сумок и вещей, которые понадобятся в поездке, так как багажник занят канистрами, ящиком с инструментами и мешком с запчастями.

Если ездить на 2121 по трассе, то тут можно столкнуться с проблемой высокого центра тяжести, на узкой и короткой машине. Ехать больше, чем 120 км/ч на этой машине реально страшно, постоянно приходится бороться с машиной за свою жизнь. Даже незначительный боковой ветер перемещает Ниву по трассе в том направлении, которое очень сложно предугадать. Зато на скорости 90 км/ч этой машиной не сложнее управлять, чем обычной классикой. А оно и верно, едешь, не нарушаешь, живой, да и денег никому не должен.
В городе будет неприятным сюрпризом недостаточная поворачиваемость. Чтобы развернуться на светофоре вокруг столба со светофором, дай Бог чтобы хватило двух полос. Но это ни самая страшная проблема Нивы!
Благодаря клиренсу и полному приводу, зимой можно развернуться под газом бросая машину в занос, летом не морочится и заехать на тротуар или обочину. Чудесный автомобиль. Во всем остальном, это опять же обыкновенная классика.

-18

Из приятного стоит вспомнить то, что они поставили на НИВУ нормальный ГУР от десятки, а не корейский электро усилитель как на всех нынешних автомобилях ЛАДА, который толи закусывает, толи он так рывками работает, толи он с завода сломан… В общем нивасиком рулить куда приятней!

Все самое интересное с этой машиной происходит на бездорожье.

Так как колея Нивы уже, чем к примеру у того же Хантера, и ощутимо уже, чем у Патриота, при езде по бездорожью на этой машине можно немного читерить, и одним колесом поставить машину на дно колеи, а второе на верх гребня, который часто появляется благодаря неопытным водителям. Поставив вот так машину на 45 градусов, включив понижайку, можно ускакать заметно дальше, чем к примеру, на том же тяжелом Патриоте. Так же благодаря малому весу 2121 очень хорошо идет по снежной целине.

Но не все так радужно, как могло было бы показаться. Из-за чахлого моторчика, у этой машины на бездорожье появляется куча проблем. К примеру, то, что я пережил на собственном опыте. Весна, распутица, нужно подняться на невысокий холм с очень затяжным подъёмом. Первым как тучная дама, виляя задницей поднимается Патриот. Сначала хотел заехать на пониженой, в натяжечку, но ничего не получилось. Машина просто встала и забуксовалась, проехав где-то 1⁄4 подъема. Пришлось разгоняться на всю дырку перед подъемом на четвертой передаче, потом по мере подъема переключаться ниже, ниже, и ниже. Когда передачи кончились, машина опять встала, и отказалась ехать вперед. Но на это все не закончилось, она начала скатываться назад. Кое как воткнувшись задом в сугроб, и чудом не перевернувшись, машина прекратила движение. После чего, связав три шестиметровых сторопа, машину всё-таки вытащили патриком наверх.

По большому счету, этой машине нужен низовой мотор, который не нужно крутить постоянно в отсечку, а идеальным вариантом был бы дизельный мотор. Вот бы альянс Рено – Ниссан прикололся, и вместо вариатора на Весту, поставил дизельный мотор K9K от Рено Дастер в Ниву, и удержал цену базовой трехдверки до 500 000 рублей, вот это был бы автомобиль.

Хотя весь этот огород городить на машине 1977 года не совсем оправдано… Было бы круто, если бы из Дастера выкинули его AWD и воткнули нормальный Full-time, пусть даже и со свободными межколесными дифференциалами. Выкинуть из машины все, электронику, подогревы, поставить сидушки с Гранты, оставить только две подушки безопасности и поставить цену 550 000 рублей. Вот это бы был автомобиль!

Можно долго предлагать варианты развития и улучшения Нивы, но все дело в том, что она и так хороша, как есть. Не зря же ее производят уже 40 лет, и тачка как пользовалась стабильным спросом, так и пользуется. Такой автомобиль нужен нам! Он простой, дешевый в ремонте и обслуге, ремонтируется в любой деревне запчастями тем, что есть в том самом мешке в багажнике.

Эту машину можно ругать, ее можно не понимать, можно писать все что угодно про нее в интернете, и это никак не повлияет на ход вещей. Эту машину, как и УАЗ будут покупать всегда, просто потому, что дешевле и функциональней машины на рынке сегодня нет, и вряд ли когда-либо будет.