«...Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли...».
Стих 4-5, глава 20, книга Исхода.
Мы постоянно создаем кумиров: из людей, которых мы любим и в которых верим, из денег, которым поклоняемся, и даже из себя любимых.
В одном из комментариев на мои статьи читаю следующее: «...Ну, что вы цепляетесь к легендам? Это же красиво, понятно и доступно...». Всё так, и все же - как быть, когда история города при минимуме реальных фактов и воспоминаний состоит из легенд и домыслов? Как же быть, когда легенды и домыслы формируют историческое сознание горожан и жителей Кузбасса?
К примеру, 36-ой раз проводится областной туристический слет-семинар «Тропою Гайдара»... названный именем палача, отличившегося во времена Гражданской войны не только зверствами в Хакасии, но и деятельным участием в подавлении Антоновского восстания, где гражданское население большевики брали в заложники, а армейская артиллерия била по восставшим деревням снарядами с боевым хлором. Детский писатель Аркадий Гайдар, бывший кумиром для многих поколений детей в СССР, благодаря областным властям, продолжает оставаться кумиром и легендой для нынешних поколений...
Не сотвори себе кумира в долине идолов,
не сотвори.
Не повтори ошибок мира, что наспех выдуман,
не повтори.
В истории города подобная легенда в этом ряду-легенда о осиновском купце-«меценате» Куртугешеве (Куртигешеве). Геннадий Косточаков трактует фамилию как подобный тетереву: осторожный, скрытный, даже немного трусливый и красивый. В силу большого объема публикуемого материала, я разделю его и размещу на сайте двумя частями.
Летом 2016 года, в один из июльских дней, я стоял на том самом месте, где еще 87 лет назад находился дом местного купца. Пытался представить Осиновку начала XX века.
Осиновка тянется цепочкой домов среди увалистых гор... «жилищ двухэтажных - 3, крестовых (шестистенных, перегороженных внутри двумя стенами) - 13, пятистенных (перегороженных внутри одной стеной) - 16, изб - 44, юрт четырехугольных - 5, юрт берестянных - 1 и только ... хозяйств, не имеющих никаких жилыхъ построек - 5...». Какая деликатная формулировка! Хозяйства есть, а жилых построек нет, даже берестянной юрты, т.е. пять семей «бомжей», без определенного места жительства. Мой дом-тайга!