Долгое время в истории не придавали большого значения тем 80 минутам, во время которых в блокадном Ленинграде исполняли седьмую симфонию Д. Шостаковича.
Ленинград, измождённый голодом и холодом трагически пережил эти минуты, которые могли стать переломными в истории города да и всей страны. Решающими они стали для гражданского населения и отчаянно сражающихся советских солдат и для яростно атакующих немцев. В это время над городом играли две симфонии — артиллерийская и знаменитая седьмая симфония Шостаковича. Под звуки этой музыки бойцы Красной армии отчаянно сражались на подступах к площади искусств и залу ленинградской Филармонии.
В это время оборона Ленинграда переживала самый ответственный период. Солдаты намертво сражались с атаками противника. Сражались на улицах и чердаках. Не сдавали врагу свои позиции, не пускали его в город. Каждый солдат считал свой пост самым важным, да и не было в это время не важных позиций в обороне города.
Даже совсем мирные здания обзавелись своими воинскими постами. Свой пост был оборудован и у городской консерватории, на него заступили работники учреждения искусства. В свою очередь на пост заступал и всемирно известный композитор Шостакович. В задачу поста входила защита здания от зажигательных бомб. Шостакович получал свою пожарную каску, щипцы и шланг. Эти не хитрые приспособления помогали ему тушить вражеские «зажигалки».
Именно в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович написал свою седьмую симфонию, которая стала известна на весь мир. Тогда она только начинала писаться. Композитор писал музыку везде где только мог: дома, в консерватории и даже на посту. Писал ноты в небольшой блокнотик, музыка играла у него в голове и мотив был навеян ужасным временем, которое автор переживал вместе с городом. Задумана симфония конечно же была несколько раньше, предположительно в первые дни войны, а первые ноты были записаны Шостаковичем в августе 1941 года.
С началом войны великий композитор пытался попасть на фронт и подал заявление об отправке в армию добровольцем, но по состоянию здоровья его не допустили. Когда боевые действия стали подходить к Ленинграду он стал гражданским добровольцем. Копал окопы и противотанковые рвы, по мере сил помогал регулярной армии сражаться с фашистами. Потом нёс службу по защите здания консерватории.
Под звуки войны, громыхающие артиллерийские орудия и проезжающие танки, скрипящие своими траками, Шостакович писал свою музыку. Работал композитор быстро. Даже на крышу консерватории на свой пост он приходил с партитурой. Его работа регулярно прерывалась воздушными тревогами. Только за осень 1941 года она объявлялась 251 раз. Тревоги случались несколько раз в день, были такие тревожные дни.
17 октября Шостакович выступил по радио. В своей речи он всячески попытался приободрить ленинградцев и объявил, что закончил две части своей новой симфонии. Шостакович начал уже писать и третью часть, но в это время пришёл приказ о его эвакуации из блокадного Ленинграда. Композитора самолётом вывезли в Москву, оттуда его направили в Куйбашев, где он и закончил своё произведение.
Алексей Толстой очень положительно высказывался о творении Шостаковича, назвав его симфонию одним из величайших произведений в мире. По мнению писателя седьмая симфония достоверно передаёт все муки и страдания народа, а также отчаянное намерение выстоять любо ценой и защитить свой родной город, свою страну от врага.
Летом 1942 года в Ленинград вместе с продовольствием и другими необходимыми вещами были доставлены толстые тетрадки с нотами симфонии Шостакоича. Свою симфонию автор посвятил Ленинграду. Исполнение нового произведения было назначено в Большом зале Филармонии.
Для исполнения новой симфонии был собран оркестр под руководством Элиасберга. Но в оркестре не было столько исполнителей, столько инструментов, многие были эвакуированы. А Шостакович приписал, что в исполнение должны участвовать все обозначенные им инструменты. На то момент в филармонии находилось в наличие всего пятнадцать исполнителей, а требовалось около восьмидесяти.
Стали составлять списки музыкантов, которые ещё могли находиться в городе. Многие были в госпиталях, но большинство сражались на фронте, в окопах на передовой, защищая свой город. Дирижёр пришёл к руководителю политическим отделом Ленинградского фронта и попросил вызвать с передовой тех музыкантов, кто ещё жив на фронте. Генерал Холостов на удивление ответственно отнёсся к просьбе и оказал содействие в поиске воюющих музыкантов. Элиасберг предоставил имеющиеся номера войсковых частей и поиск пошёл удачно.
Скоро с фронта стали прибывать бойцы, местом их командировки значился оркестр ленинградской Филармонии. Начались усиленные репетиции, они длились около шести часов в день. А в это время армия стойко сопротивлялась фашистам.
По войсковым частям в день исполнения симфонии прошёл приказ, что ни один снаряд в городе не должен разорваться в момент исполнения. Артиллеристы получили приказ вести непрерывный огонь по позициям немцев и не допустить, чтобы с их стороны вылетел хоть один снаряд. Время было рассчитано точно — гости должны приехать, выслушать произведение Шостаковича и спокойно разъехаться. На всё отводилось ровно восемьдесят минут.
Разведка уточнила позиции противника и передала артиллеристам. Рассчитали количество снарядов и орудий необходимых для такой операции. Пока оркестр репетировал исполнение симфонии, военные репетировали свою боевую задачу по обеспечению мирного периода в городе. Наносили на карты расположения немецких штабов, разведчики готовились испортить линии связи. Военная операция готовилась в режиме секретности.
И вот в городе появились афиши — на 9 августа в Филармонии назначено исполнение седьмой симфонии Шостаковича. За полчаса до начала концерта в Филармонии артиллеристы начали свой «концерт». Гул артиллерийских орудий раздавался над всем фронтом.
Армия с блеском справилась со своей задачей и обеспечила проведение концерта как в мирное время. Собралась публика, правда была одета кто в чём, как впрочем и сами исполнители. Только дирижёр был в парадном фраке. Концерт передавался по радио на весь город.
Оркестр играл с невиданным вдохновением и воодушевлением. Все чувствовали свою ответственность и великую задачу. После окончания раздались бурные аплодисменты и овации. Все почувствовали себя в мирном городе. Дирижёр принимал искренние поздравления.
Ни один снаряд не взорвался в городе и ни один вражеский самолёт не прорвался в небо над Ленинградом.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .