Найти тему
Лаборатория Нектона

Подземный укрепрайон Regenwurmlager

Оглавление

Полсотни бронированных железобетонных блокгаузов, полсотни километров подземных туннелей, 17 грузовых станции подземной узкоколейки, система дамб, разводных мостов, запруд и водных каналов растянувшийся на более чем на 80 километров, все это -укрепрайон, который условно назвали «Логово Дождевого Червя» (Regenwurmlager)…

В этой статье, речь пойдет про легендарный отрезок оборонительной линии FFOWB (Festungsfront Oder Warthe Bogen) более известный под названием Мезерицкий Укреплённый Район (MRU - Międzyrzecki Rejon Umocniomy) – эта грандиозная система оборонительной фортификации построенная немецкими военными инженерами в 30-е годы XX века…

Полсотни бронированных железобетонных блокгаузов, полсотни километров подземных туннелей, 17 грузовых станции подземной узкоколейки, система дамб, разводных мостов, запруд и водных каналов растянувшийся на более чем на 80 километров, все это -укрепрайон, который условно назвали «Логово Дождевого Червя» (Regenwurmlager)

Возводился он, с одной единственной целью - защитить стратегический отрезок восточной границы Германии, которая проходила в непосредственной близости от Берлина. Это одна из самых интересных, систем укреплений в Европе, которая и по сей день удивляет своим размахом, с использованием новаторских, как на тот период времени, технических решений реализованных лучшими умами инженеров Тодта...

В целом, я полагаю необходимо упомянуть, что данная оборонительная линия, имела код «D» и никогда не называлась “MRU” или FFOB, как ее называют, все кому не лень, попросту копируя друг у друга чей то вымысел. В русских исторических источниках, он упоминается исключительно как «Мезерицкий укрепленный район». По правде говоря, это был всего лишь отрезок, из целой системы оборонительных рубежей, возведенных немцами в нижней Померании.

Обратите внимание:  Данный материал состоит из двух частей, которые можно читать как отдельно, так и поочередно. Во второй части, мы подробно рассмотрим все легенды о ловушках, затопленных тоннелях, несметных сокровищах подземных тайников, сгинувшей в крепости танковой дивизии "мертвая голова" и многое, многое другое... Итак, для начала, немного истории.

Восточный вал

После окончания I-й мировой войны, немцы приняли военную доктрину, согласно которой основным врагом Германий теперь являлась Франция, а следовательно, необходимо было серьезно подумать о том, как избежать ведения возможной войны на двух фронтах одновременно. Именно со стороны Польши, как союзницы Франции, следовало ожидать нападения с восточного направления в случае начала войны с французами. Отношения между Польшей и Германией под конец 20-х и в начале 30-х годов были весьма напряжённые и требовали решительных упреждающих мероприятии. Согласно источникам приводящим Отто-Вильгельма Форстера, уже в 1928 году, начинаются первые фортификационные работы на Восточном валу.

Чуть позднее, в 1932 году, были развёрнуты активные работы по возведению оборонительных сооружений на восточной границе Германии, в Восточной Пруссии, Поморье и в Силезии. Но главное, Берлинское направление оставалось всё ещё на стадии грандиозного оборонного проекта, который предусматривал соединение северных и южных оборонительных сооружений Неследж-Обра (Niesłysz - Obra) вдоль системы водных дамб, каналов и озёр, как естественных водных преград.

В силу того, что Германия была связана Версальским договором, ограничивающим строительство оборонительных сооружений. Работы по укреплению передней линии OWB (Восточного вала) на начальном этапе имели превентивный характер, и в период между апрелем 1934 и мартом 1935 года, ограничивались строительством "легких" оборонительных объектов класса «Ц», представляющих собой одиночные огневые точки из кирпича и железобетона, с броней до 60 см, и бронеколпаками толщиной 6 см. По сути, это были легкие пограничные укрепления. Вооружение таких огневых точек состояло из одного пулемета и легкой противотанковой пушки (Pak).

Работы по прикрытию западных рубежей Германии, так же велись и на линии Померанского вала (Pommernstellung), надежно запирающего Польскую границу, вдоль Восточной Пруссии.

-2

На фото (слева на право): Наблюдательная вышка и верхняя часть типового блокгауза с наблюдательным и пулемётным колпаком; пулемётный колпак, затерянного в лесной чаще блокгауза; разрушенная взрывом и временем, шахта лифта, ведущая из ДОТа в подземную систему. Иногда, единственный способ спустится на 60 метровую глубину подземной крепости; подземная огневая точка, которая должна срезать пулемётным огнём, прорвавшегося через ДОТ сверху противника прямо в подземных тоннелях, и препятствовать прорыву его в основной тоннель крепости; разветвление тоннелей у вокзала "Нордпол", ведущие в никуда рельсы - здесь закончилась великая стройка рейха.

Подземная крепость "Логово Дождевого Червя" - Мифы и реальность...

30 октября 1935 года случилось в своём роде, знаменательное событие, А.Гитлер посетил укрепрайон и в ходе шестичасовой инспекции, принял участие в торжественной приёмке ДОТа № 516 у села Высока (Wysoka).

Фюрер был совершенно справедливо поражён размахом стройки, и несмотря на огромные финансовые затраты по реализации проекта, а возведение каждого из блокгаузов класса «Б», а по некоторым данным, обошлось Германской казне примерно в три миллиона марок – все же, дал принципиальное согласие на строительство укрепрайона.

-3
Существенно обновлённая, после визита фюрера, общая концепция оборонительной системы "Восточного вала", предполагала эффективную эшелонированную оборону, со следующей формулировкой - "по всей линии фронта, с самыми сильными и современными силами противника на неограниченное время". 

Протяжённость линии обороны этого сектора, должна была составлять 110 км с глубиной фронта 3 км. С севера и юга, линия оброны «D», соеденялась с другими, менее укрепленными линями, и  в целом, образовывала очень надежный оборонительный рубеж.

Весьма наглядно, положение линии обороны "D" в общей системе оборонительных рубежей
Весьма наглядно, положение линии обороны "D" в общей системе оборонительных рубежей

Гарнизон подземной крепости, должен был составлять 2 пехотные дивизии, общей численностью, около 35 000 человек, из которых одна треть должна была составлять постоянный гарнизон подземной части крепости.

Предварительные сметные затраты на строительство укрепрайона, должны были составлять 600 млн. рейх марок (по другим источникам более 800 млн. марок). Такие невероятные затраты, исходили из того, что по замыслу создателей, для обеспечения невероятной обороноспособности оборонительной системы "Восточного вала" (ostwall), применялись самые передовые, на тот исторический момент фортификационные технологии.

-5

Новшества действительно были уникальные. От конструктивных элементов крепости в виде применения профилированных бронеколпаков на 2;3; и 6 амбразур до вооружения – автоматического, выдвигающегося над кровлей ДОТа, гигантского огнемёта (Flamenwerfer - FN) с дальностью действия до 75 м., производящего до 6 выстрелов в минуту, и способного сжечь любые инженерные расчёты противника, прорвавшийся к огневой точке. Так же, упомянём 149-мм бронированные гаубицы и Чешский автоматический крепостной миномёт М19 (с электрическим управлением!) как утверждают некоторые источники, впервые поступившего на вооружение именно в гарнизон Мезерицкого укрепрайона.

На фото (слева на право): Поворотное гнездо крепостного миномёта М19, способного вести автоматический огонь во всех направлениях; гнездо крепостного огнемёта, отсюда, в случае прорыва фронта, поднимается штанга огнемёта, сжигающего живую силу противника при попытке взорвать или захватить ДОТ; остатки электронного управления автоматического, крепостного миномёта М19; общий вид станка миномёта М19, который неплохо уцелел до сегодняшнего дня; подъёмник штанги огнемёта;
На фото (слева на право): Поворотное гнездо крепостного миномёта М19, способного вести автоматический огонь во всех направлениях; гнездо крепостного огнемёта, отсюда, в случае прорыва фронта, поднимается штанга огнемёта, сжигающего живую силу противника при попытке взорвать или захватить ДОТ; остатки электронного управления автоматического, крепостного миномёта М19; общий вид станка миномёта М19, который неплохо уцелел до сегодняшнего дня; подъёмник штанги огнемёта;

В апреле 1934 года начинается второй этап, возведение гидротехнических сооружений и огневых точек класса «Б» и «Б1». Начались работы по укреплению южных рубежей и дополнению естественных водных преград - искусственными. Во второй половине 1935 года, приступили к сооружению 13 объектов класса «Б» и «Б1». Начали с возведения огневой группы «Людендорф» (Ludendorff) вокруг 865-го ДОТа.

план укрепрайона
план укрепрайона

Затем принялись за огневую группу «Лейтзман» (Lietzmann) и ДОТа № 668 блокирующего дорогу «№2» Познаньского направления. Аналогичные огневые точки были возведены в Борижчине – ДОТ № 778 (515), в Старополе ДОТ №780. В Чицене – ДОТ №811, затем достроили 625-й на Рокитницкой дороге, 775-й, 669-й в Мостках. У с. Высоко возведён ДОТ № 775 (516) тот самый, который в 1935-м принимал Гитлер и который в 1945 году сыграет свою ключевую роль во взятии укрепрайона Красной Армией. ДОТ № 875 (523), блокировал дороги Горшов-Сквежина-Кострижн (Gorzów - Skwierzyna - Kostrzyn), затем возвели 874-й (с которого, кстати, только в 2002 году кто-то  срезал на лом, стальной бронеколпак)

ДОТ №874 - срезан бронеколпак
ДОТ №874 - срезан бронеколпак

Завершало этот этап строительство ДОТа № 657 (507) прикрывающего подступы к мосту «602» через канал озера Неследж (Niesłysz). На иллюстрации, представленной выше, вы можете наглядно видеть, что представлял из себя типичный блокгауз оборонительной линий. Двухуровневая огневая точка представляла из себя типовое сооружение класса "А" с толщиной стен до 4 метров. Оснащалась как пулемётными колпаками, так и крепостным миномётом "М19".  На нижнем уровне блокгауза, располагалась лестнично-лифтовая шахта, диаметром 6 метров, соединяющая блокгауз с системой подземной крепости. Глубина шахты зависела от особенностей рельефа местности, по отношению к нулевому уровню системы тоннелей и могла составлять от 16 метров (на юге комплекса) до 78 метров (в центральной и северной части системы). Гидротехнические сооружения, представляли из себя сложную трёхуровневую систему восполняемых водоёмов, оснащённых системой каналов, шлюзов и разводных мостов. В случае начала атаки неприятеля, все "восточные» мосты укрепрайона блокировались, а открытие шлюзов и спуск резервуаров, в считанные часы, превращало подножие рубежа обороны в неприступное болото. Некоторые из гидротехнических сооружений, неплохо сохранились до сегодняшнего дня и доступны для осмотра и изучения.

складной мост у местечка Ново-Место (кстати, работающий!)
складной мост у местечка Ново-Место (кстати, работающий!)

С марта 1935 года, строительные подразделения Тодта, наконец-то, приступили к возведению самой ответственной - подземной части комплекса, который назвали - «Лагерь Дождевого Червя» (Regenwurmlager). Военные инженеры, проектирующие оборонительную систему, заключили - слабым отрезком оборонительной линии Niesłysz - Obra был центральный участок между Старополем (Staropole), Высоко (Wysoka) и Кеншицей (Kęszyca; немецкое название Kainscht).

По мнению фортификаторов, здесь не было возможности создать эффективные гидротехнические сооружения, основу которых будут составлять естественные водные преграды, поэтому было принято решение о строительстве подземной фортификационной системы, соединяющей воедино ДОТы огневых групп и артбатарей. К слову, сразу хотелось бы развеять некоторые утверждения современных мифотворцев, придумывающих различные версии такого странного названия подземного комплекса. Зачастую приходилось слышать легенды лежащие в диапазоне от... применения немецкими инженерами, каких-то секретных методов постройки "червеобразным" проходческим щитом, до сходства бесконечных туннелей и разветвлений комплекса с жилищем дождевых червей.

карта района 1924 года
карта района 1924 года

На самом же деле, объяснение такого странного названия, оказалось банальным и все время лежало на поверхности, достаточно было просто внимательно посмотреть на старую карту этого района от 1935 года. Как мы можем видеть [см. Иллюстрацию выше], дислокация самого первого строительного лагеря, на начальном этапе работ - приходится вдоль русла речушки "Регенвурм" (Regenwurm) петляющей между современными Польскими деревушками Пиески (Pieski; нем. назв. Pieske) и Кеньшица (Kęszyca; нем. назв. Kainscht). Именно по названию первого строительно лагеря у одноименного ручья, закрепилось такое необычное название – «РегенвормЛагерь» (Лагерь Дождевого Червя). Хотя, легенд этих мест предостаточно, их я отдельно коснусь, во второй части этого материала.

Казармы строительного городка "Regenwurmlager", ныне это польская Кеньшица Лесна
Казармы строительного городка "Regenwurmlager", ныне это польская Кеньшица Лесна

Не лишним, будет упомянуть, что специально для секретной доставки огромного количества стройматериалов, была построена «специальная» дорога, ведущая от Франкфурта на Одере до самого укрепрайона, в обход населённых пунктов и основной магистрали Варшава-Берлин. Остатки этой секретной дороги, до сих пор можно обнаружить между Ржепином (Rzepin) и Иорданово (Jordanovo). В послевоенное время, ее так же использовали в военных целях, для скрытной переброски грузов и техники через Польшу в Германию. Остатки дороги, на снимке ниже.

Это фото 2007 года. Ныне, прямо по этой старой немецкой дороге, проложен участок скоростного шоссе Варшава- Франкфурт на Одере.
Это фото 2007 года. Ныне, прямо по этой старой немецкой дороге, проложен участок скоростного шоссе Варшава- Франкфурт на Одере.

Теперь, что касается разговоров об «ударном немецком метрострое» ...  Необходимо учитывать, что на начальном этапе, грандиозное фортификационное сооружение, силами 7000-10 000 рабочих, из резервов имперской трудовой повинности, строили так называемым «открытым способом», что предполагало очень трудоёмкую схему возведения сооружений.

-13

Для этого, железобетонный объект, целиком отливали на дне глубокого котлована, и по завершению стройки его попросту засыпали слоем земли. Работы по укрепрайону начали с возведения броне-батареи номер пять (Pz.B 5), коммуникации до вокзала «Конрад» и ДОТов № 715 и 713 с общей протяжённостью подземных тоннелей 5,5 км. Их стоили описанным выше «открытым методом», засыпая 20-ти метровым слоем земли.

так и не засыпанное землёй сооружение бронебатареи, по сей день стоящее на дне котлована
так и не засыпанное землёй сооружение бронебатареи, по сей день стоящее на дне котлована

Однако начиная с 1 апреля 1936 года прокладку тоннелей существенно усовершенствовали, с помощью применения, поступивших в распоряжение строителей, двух проходческих щитов, ускоривших объем суточного прохода туннеля до 65 метров. Новый, прогрессивный способ заключался в том, что после прохода бурового щита, внутри тоннеля, возводился каркас опалубки, после чего в пробуренную сверху скважину, подавали раствор. Раствор застывал, опалубку разбирали и начинали сборку на следующем, уже пробуренном проходческим щитом участке. На стыках таких участков, в потолке монолита тоннеля, можно увидеть вцементированный «люк» выхода скважины.

Согласно первоначальному проекту 1936 года, укрепрайон состоял из шести основных огневых групп: (карта)

  • «Лютзоф» (Lützoff)
  • «Йорк» (Yorck)
  • «Гнейснау» (Gneisenau)
  • «Шарнхорст» (Scharnhorst)
  • «Фрейзен» (Friesen)
  • «Янн» (Jahn)
  • «Нетельбек» (Nethelbeck)
  • «Шилл» (Schill)
  • «Кёрнер» (Körner)

А так же три отдельные фланкирующие огневые группы:

В целом первоначальный проект предполагал возведение более ста огневых укреплений, с плотностью 6,6 огневых точек на один километр линии фронта. Однако, когда завершили прокладку основного туннеля от станции «Отто» до ключа южного направления, станции «Густав» протяженностью 6590 метров, случилось совершенно не предвиденное событие ...

Неожиданный закат...

30 мая 1938 года, в "Лагерь дождевого червя" с визитом снова явился сам Адольф Гитлер. Взору фюрера открылась весьма противоречивая картина. С одной стороны – отлично продуманный лучшими инженерными умами Тодта укрепрайон, с десятками километров подземелий, со всем необходимым жизнеобеспечением для автономного проживания и несения боевого дежурства гарнизоном численностью от двух до пяти тысяч человек. 1 Июля 1938 года был издан «меморандум о крепостных сооружениях» и последующее приказное приостановление работ по расширению укрепрайона от 4 Июля 1938 года.

Гитлер внезапно изменил свою концепцию по оборонительным сооружениям в восточном направлении и дал приказ укреплять Запад, а Восток – открыть, так как здесь ему «...будут нужны бронетанковые дивизии, а не бункера...». Нападение со стороны Франции совершенно потеряло актуальность, однако в Берлине весьма настороженно воспринимали непомерно возрастающие амбиции Сталина, уже слишком смело взирающего на запад. В 1940 г. Сталин ввел генеральские и адмиральские звания. Сам по себе этот факт сегодня для нас — совсем ненужная подробность. Однако если его увязать с остальным контекстом событии тогдашнего времени, то он весьма существенен.

Факт этот свидетельствует о том, что СССР, готовился принять участие во второй мировой войне и у него будут военные союзники, для чего и унифицировались с общеевропейскими воинские звания высших должностных лиц (комбриги, комдивы, комкоры, командармы, флагманы и т. д.) Офицерские звания унифицировались еще раньше, как и звания младшего офицерского комсостава (введены сержантские звания). А в январе 1943 г. унифицировались и знаки различия — Красная Армия надела погоны, т. к. стало ясно, что Красная Армия вскоре войдет на территорию европейских государств, где «беспогонная» армия будет восприниматься как революционная орда.

Из весьма неутешительных результатов визита верховного главнокомандующего армии Рейха,  были сделаны соответствующие организационные выводы. В результате, было решено в срочном порядке законсервировать строительство, по крайней мере, свернуть возведение нескольких бункеров класса «А» (например «А80»), а так же нескольких артиллерийских батарей с крупнокалиберными гаубичными 150-мм орудиями, для огневого подавления сил противника еще на подходе к укрепрайону.

В числе первостепенных объектов имелись ввиду четыре так и не достроенные бронебатарей состоящие из трех-четырех артблоков – Pz.B. (PanzerBatterie) №4 (три артблока) у вокзала «Норд», Pz.B.5 у Борижчина (4 артблока), Pz.B. 6 (3 артблока), Pz.B. 7 (три артблока) и Pz.W. 8 .Юг и Восток у «Русской горы» (Russen Berge) которая позднее была переименована в огневую группу «Йорк» (Yorck), тем не менее, дальнейшее возведение комплекса, было приказано постепенно вообще свернуть – для чего военным инженерам поручили, в срочном порядке, разработать более дешевый и простой проект подземной крепости.

поверхность одного из ДОТов
поверхность одного из ДОТов

Все было как нельзя к стати, и 23 августа 1939 года ситуация с главной восточной угрозой, окончательно разрешилась, СССР подписал с Германией, пакт о ненападении. Призрачная угроза с востока окончательно растворилась и как следствие острая нужда в серьезной оборонной фортификации отпала вообще, тем более, что ударные возможности Вермахта уже были достаточно развиты для ведения воины на сопредельных территориях, а военная машина «новой» Германии - пожирающая гигантские средства и уже не могла прокормить «оборонную стройку века».

Тем не менее, наблюдаемая изредка в публикациях неразбериха с истинными целями укрепления рубежей Германии, возникла ввиду умелой политической интриги предпринятой Гитлером. Историчееский факт гласит - Гитлер сказал верховному комиссару Лиги Наций Буркхарду еще в августе 1939-го: «Все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад слишком глуп, чтобы понять это, я буду вынужден добиться соглашения с Россией, разбить Запад, а затем, после его поражения, собрав все силы, двинуться на Россию».

Как покажет история – он не лукавил, а западные политические интриганы, его сильно не дооценили... 16 июня 1940 года главнокомандующий сухопутными войсками вермахта Браухич и его начальник штаба Гальдер уже обсуждали обстоятельства переброски к границам Советского Союза 15 дивизий (Ф. Гальдер. Военный дневник, т. 2, 1969 г. с. 61).

До конца июня на восток были переброшены 24 дивизии вермахта, из них 6 танковых. 3 июля после проведения ряда мероприятий по усилению группировки войск вермахта на востоке Гальдер определил основные задачи своим непосредственным подчиненным: «Нанести решительный удар России, чтобы принудить ее признать господствующую роль Германии в Европе». Стало ясно, у Германии грандиозные планы и ей не до очень дорогих тыловых строек. Однако вернемся к нашему «логову червя» - в результате сокращения проекта, была полностью перепроектирована вся развязка сооружения южнее вокзала «Густав».

Изменена нумерация ДОТов и в проекте 1939 года к первоначальным номерам огневых точек «приклеилась» семерка популярной у немцев сквозной нумерации – так например, семнадцатый дот, стал семьсот семнадцатым и т.д.. Претерпели изменения и развязки огневых групп, так например из проекта исчез ДОТ №718 в группе «Шарнхорст» (Schranhorst), зато там же появился дополнительный 716А. До всего одного ДОТа №783 была сокращена огневая группа «Фрезен» (Friesen), ДОТы артблоков № A2, А6, А5, А4 так и не были построены.

подземная станция-развилка "Нордпол", дальше рельсы так и не проложили..
подземная станция-развилка "Нордпол", дальше рельсы так и не проложили..

Остался законсервированным портал E65, ведущий на вокзал «Густав», ограничились лишь постройкой замыкающего сектор ДОТа №765. На восточной стороне перегона между станциями «Густав»-«Фридрих» не законченными остались объекты T1/6, T1/7, T1/8..

фрагмент элементов сооружения между подземными вокзалами "Фридрих" и "Густав"
фрагмент элементов сооружения между подземными вокзалами "Фридрих" и "Густав"

Та же судьба постигла группу из трех ДОТов В6, ведущих на юг от вокзала «Людвиг», там же, у портала переброски пехоты, добавили не запланированную ранее станцию «А64» (имеется ввиду подземная узкоколейка) .

тонель подземной станции А-65, так же подтоплен, со стен сочится вода
тонель подземной станции А-65, так же подтоплен, со стен сочится вода

Наземные подходы к вокзалу «Дора» должны была прикрывать группа из пяти артблоков А11, расположенных полукругом. Портал «Е63» так же не реализовали, оставив станцию «Е63» глухим засыпанным в песчаную гору тупиком. Из девяти ДОТов ветки северо-восточнее вокзала «Цезарь», которые должны были по первоначальным планам составлять отдельную огневую группу – построили всего два, с номерами 727 и 730, соответственно переподчинив их огневым группам «Йорк» (York) и «Лютзоф» (Lützow).

фрагмент сооружения у подземного вокзала "Дора"
фрагмент сооружения у подземного вокзала "Дора"

Из 32 ДОТов класса «Б», в проекте 1939 года - остались всего 24... а из сооружений класса «А» всего четыре. Из более чем сотни запланированных блокгаузов, в окончательном проекте остались всего 55, некоторые из них были законсервированы или так и остались недостроенными...

Как станет очевидно позднее, к срочной перепроектировке сооружения в приказном порядке - подошли достаточно безолаберно, и если положение наземных сооружений удалось перенести и сократить без особого ущерба для общей обороноспособности комплекса, то срочные и кардинальные переделки его подземной части, несли в себе ряд гидротехнических ошибок которые в настоящее время более чем очевидны – практический все тоннели и отрезки «новодела от 1939 года» сегодня, подтоплены грунтовыми водами...

изучение и картирование подтопленных тоннелей
изучение и картирование подтопленных тоннелей

В 1940 году наспех достроив и законсервировав проект, про очень дорогую стройку рейха забыли. С середины Июля военная машина Германии была занята активными боевыми действиями на обширных территориях по всей Европе и оставшийся в глубоком тылу грандиозное гидротехническое сооружение позднее приспособили в качестве филиала завода «Юнкерс» на котором Daimler-Benz производил детали авиационных двигателей.

здесь, когда-то стояли станки завода Даймлер-Бенц (78 метров под уровнем земли)
здесь, когда-то стояли станки завода Даймлер-Бенц (78 метров под уровнем земли)

В этой связи, хочется добавить, что до сих пор исследователи не пришли к единому мнению - где же находился сам завод, и далее мы опубликуем часть уникальных архивных документов, немного приоткрывающих и эту легенду комплекса. Тем не менее, вернемся во времена заката "ЛДЧ" и напомним, что в течении последующих (после 1940 года) нескольких лет забвения, уникальное оборудование систематический демонтировали и передавали для использования в аналогичные укрепрайоны - линию Зигфрида (Siegfriedstellung), Западный вал (Westwall) и Атлантический вал (Atlantic Wall).

Тренировочные лагеря СС

 24 Мая 1944 года, расположение укрепрайона посетил рейхcфюрер СС Генрих Гимлер (Reichsführer-SS Heinrich Himmler), и вовсе не чудеса военной фортификации привлекали его высокопоставленное внимание, а тренировочный лагерь СС, "Вайлдфлекен", который располагался в бараках Пиески (Pieski; немецкое название Pieske).

«Wildflecken» - так по крайней мере указывается в мемуарах Леона Даргеля. Тем не менее, возникла небольшая путаница - у Ваффен СС был и еще один, основной лагерь с таким же названием на границе с Баварией, в 35 км от Бад Киссингена. В ходе инспекции, Гимлер осмотрел расположение лагеря подготовки "Валонских штурмовиков" (Sturmbrigade Wallonien), которые с Июня 1943-го, должны были войти в состав 28-ой дивизии СС (28. SS-Freiwilligen-Grenadier-Division Wallonien).

Позднее, по окончаний подготовки, в октябре 1944, выпускники лагеря были переброшены на восточный фронт. Так же, известно о наличии у польского исследователя Роберта Юрги (Robert Jurga) нескольких часто упоминаемых фотографии, на которых в расположении одного из лагерей подготовки, изображены индусы в чурбанах, одетых в немецкую форму.

-22

Мы бы не стали накручивать факты, общеизвестно, что территория укрепрайона в свои отнюдь не лучшие времена использовалась как место базирования подготовительной базы легионеров Ваффен СС и диверсионных школ. Напомню, что "волантерские" дивизии СС формировались по национальному признаку, и в лагерях подготовки могли проходить учебу не только упомянутые выше французы, но и другие, даже несколько экзотические национальности.

Известно, что год до визита Гиммлера, летом 1943 года, из Бурмы прибыли три дивизии "Национальной армии Индии", которые там браво сражались на стороне немецких союзников - японцев. Немцы, не без выгоды для себя приютили восточных друзей, и поскольку дела на фронте шли из рук вон плохо, тут же решили сформировать из их числа контингент "Индийского легиона CC" (первоначально это была 950-я пехотная дивизия; Indische Freiwilligen-Legion Regiment 950).

8 Августа 1944 года, новое формирование официально получило название "свободная Индия" (Freies Indien). Командовать экзотическим легионом СС поручили оберфюреру СС Хейнзу Бертлингу (Oberführer-SS Heinz Bertling). Как бы там не было, судьба экзотических войнов чуть позднее сложилась бесславно и трагический завершившись в южной Франции и Голландии.

Падение... В 1944 году, после целой череды военных неудач на Востоке, и стремительно приближающуюся угрозу, про укрепрайон снова вспомнили, на всякий случай и укрепили передовую более чем 400 Тобруками (пулемёнтными гнездами), укрепили фланкирующие группы, так например юг огневой группы "Людендорф" прикрыли артукрытием Pak U., однако как покажут дальнейшие события - это совершено не помогло...

тобрук - типовое пулемётное гнездо
тобрук - типовое пулемётное гнездо

Совершенно «неприступные» оборонительные сооружения Мезерицкого укрепрайона были «сломлены» советскими войсками в первые числа февраля 1945 года, в течении всего 3 дней (30.01.1945-02.02.1945). Самым большим абсурдом постигшим укрепрайон было то, что когда пришло время показать, во что вложены все эти гигантские средства, в расположений укрепрайона, не осталось ни одного опытного офицера-специалиста, знакомого со спецификой ведения оборонительного боя в крепостных условиях.

расстрелянный бронеколпак ДОТа
расстрелянный бронеколпак ДОТа

Большинство немецких солдат охраняющих (не обороняющих!) бункера, по большей части даже не пыталось вступить в активный бой с советскими войсками. Видимо приготовившись к неминуемой смерти, отреагировали на прорыв линии обороны, подрывом и обвалом единственного тоннеля «А64» , ведущего из крепости на поверхность земли с тыловой части укрепрайона.

фото поверженного зверя. Вывороченный взрывом, бронеколпак ДОТа
фото поверженного зверя. Вывороченный взрывом, бронеколпак ДОТа

Единственным достаточно показательным примером воинской доблести, явился ДОТ 712 (Pz.W.712), под руководством коменданта Фридриха Хелмигка (Friedrich Helmigk), который еще две недели после взятия укрепрайона отчаянно оборонялся силами всего восьми человек, не имея связи с остальными огневыми единицами и совершенно не зная общего положения дел, его блокгауз стойко удерживал подходы к магистрали Неухофен-Старпель (Neuhöfchen – Starpel). В конце концов, после ураганного артобстрела бетонными бомбами, 28 февраля 1945 года, горящий 712-й сдался...

расположение 712-го ДОТа (он закрывал огнем запор, блокирующий железную дорогу в 150 м. южнее)
расположение 712-го ДОТа (он закрывал огнем запор, блокирующий железную дорогу в 150 м. южнее)
ДОТ № 712, заросший в чаще леса
ДОТ № 712, заросший в чаще леса
следы бетонобойных снярядов, пробивающих 4 метра бетона
следы бетонобойных снярядов, пробивающих 4 метра бетона
Как ни странно, истощенные немецкие солдаты героического ДОТа «712», были удостоены солидарного понимания со стороны Красноармейцев и что удивительно... – за стойкость и почетную солдатскую доблесть были отпущены домой. Истощенным осадой, восемнадцатилетним немецким пацанам, попросту оторвали погоны и прогнали домой. Уже в 90-х годах, ветераны 712-го, неоднократно приезжали к ДОТу, у которого «родились во второй раз», добрым словом поминая милосердие русских. На этом, наш рассказ не заканчивается. Ведь самое интересное, только начинается...

Итак, крепость пала.. что же случилось с ней послевоенное время и какие легенды и секреты, породило это грандиозное сооружение, читайте во второй части материала (ищите в ленте канала)...   Огромное спасибо всем, кто принимал участие в наших экспедициях.  

Итак - часть вторая... О легендах и сюрпризах сооружения...