Объект «694» или подземный авиазавод в Стрегау, по праву одна из самых жутких легенд, особенно если принять к вниманию, что в результате самоуничтожения объекта, под землёй погибли все работающие на нем, узники концлагеря «Грос-Розен»…
В 1939 году, в нижнеселезском лесу «Сандервальд», раскинувшегося в нескольких километрах от деревушки Кохлюх (Kohlhöhe), началась загадочная стройка, о назначений которой, предпочитал ничего не знать даже именитый землевладелец - барон Манфред фон Рихтгофен (Barons Manfred von Richthofens). К осени 1939 года, из лагеря Бухенвальд, для нужд «загадочной» стройки, стали поступать первые польские военнопленные. Однако уже к началу лета 1940 года, основная часть рабочей силы, была стянута, из только что построенного в 6 километрах от объекта, гигантского концентрационного лагеря «Гросс-Розен». К осени 1941-го, стремительно редеющие от невыносимых условий работы, ряды поляков, сменили «свежие» военнопленные красной армии. О судьбе строителей объекта, увы, ничего не известно, участь их, скорее всего, сложилась трагический предсказуемо, ведь чем секретнее объект, тем меньше должно остаться живых свидетелей.
Поиски этого объекта, мы начали в 2002 году, однако недостаток информации, растянул поиски на целых три года. В ряде источников, мы нашли упоминание что комплекс «694», построен ещё в конце 30-х и находится, где-то между Кохлюхом (Kohlhöhe) и Грензеном (Grenzen). Административная часть объекта насчитывает около 100 бункеров!
В результате поисков, выяснилось, что в упомянутом районе, северо-восточнее Кохлюха, имеется только одно, место, потенциально подходящее под возведение массивного подземного объекта, и это так называемый «песочный лес» (Sander Wald), представляющий из себя 25-метровый холм, поросший лесом и кустарником. При внимательном изучении аэрофотоснимков, местонахождение объекта было окончательно подтверждено по «загадочной» железнодорожной ветке, которая отходила от перегона товарной станции и заканчивалась прямо в вышеупомянутом лесу.
О характере исследовательских или производственных работ, проводимых на объекте «694», достоверно точно, ничего не известно до сих пор, к тому же, так и не удалось подтвердить, или опровергнуть легенду о подземных площадях объекта, а так же, погибших под землёй, узниках концлагеря «Гросс-Розен». Известно, что объект являлся экспериментальной площадкой немецкого института "Luftmunitionsanstalt 3/VIII Striegau", что чисто теоретический, может относить его как площадке экспериментальных авиационных разработок, так и к самому банальному месту хранения амуниции Люфтваффе, что собственно совершенно явно исходит из немецкого названия «Luftmunitionsanstalt» (история знает много примеров, когда у немцев «складами» назывались далеко «не складские» помещения).
Интересны в этой связи воспоминания некоего Бруно Ибша (Bruno Ibsch), работающего в 1943-1945 году, при гражданской администрации объекта. Именно его мемуары, легли в основу легенды об объекте «694»..
Так вот он пишет, в своих воспоминаниях: объект был заминирован изначально и оставлен охраной только тогда, когда русские танки, прорвали линию немецких укреплений, и уже неслись где-то между Легницей и Яуером. Тогда-то и привели в действие систему самоуничтожения. На объекте заработали сирены, которые послужили сигналом заключённым к бунту, все, кто успели прорваться, остались живы, остальные так и остались "на рабочих местах". Раздалось три взрыва, которые разнесли три входных бункера, намертво заблокировав входы и выходы из подземной части объекта.
Самое жуткое, что местные жители в окрестных деревнях, отмечают тот факт, что взрывы под землёй раздавались ещё трое суток. По всей вероятности, люди оставшийся под землёй, пытались выбраться наружу, подрывая заваленные входы.
Дальнейшая судьба объекта, туманна… В ходе Нижне-Силезской наступательной операции, город Яуэр (ныне, это польский Явор), был освобождён 13 февраля 1945 года. На следующий день, 14 февраля, был освобождён концентрационный лагерь «Гросс-Розен» в Штригау (ныне, польский Стшегом), который располагался всего лишь в шести километрах от объекта «694». Таким образом, объект мог быть занят 14 февраля. Если принять рассказ Бруно Ибша за правду, то тогда можно предположить, куда именно девалась часть, из 5,5 тыс. человек из "трудового" филиала лагеря «Гросс-Розен».
Тем не менее, есть и нелепые странности в его «воспоминаниях», поскольку история этого загадочного свидетельства, сама по себе весьма странная. Итак, приведу аргументы - ввиду того, что, сразу вслед за ударными частями, на занятые территории противника, в массовом порядке, наведывается контрразведка, осуществляющая первичную фильтрацию местного населения. При этом, задерживают и допрашивают всех, кто не успел или не пожелал сбежать с отступающими частями противника.
Так или иначе, от жителей окружающих деревень, оперуполномоченные обязательно должны были бы узнать об упоминаемых Бруно «подземных взрывах», или как минимум, о существований большого подземного объекта в соседнем лесу – трёх дней (пока под землёй громыхали взрывы), как мне кажется, на это вполне хватило бы.
Тем более, в любом случае, о загадочных железнодорожных рельсах, не обозначенных ни на одной карте и уходящих от станции, прямиком в соседний лесок, догадаться было не так сложно. Разумеется, любую информацию тут же, оперативно должны были проверить. Из чего, мы можем сделать однозначный вывод: русские об объекте знали почти сразу, после захвата территории.
Следовательно, прежде чем объект так ювелирно разбирали на винтики, выдрав из наземной части, не только все до единого кабеля, но и сточные трубы, можно справедливо предположить, что подземную часть, если она существовала, обязательно бы вскрыли и так же демонтировали.
Из изложенных выше факторов, в настоящее время, бытуют две рабочие версии:
Наземная версия, достаточно гладкая. На объекте не было подземных площадей, а сам он, использовался исключительно как расположенный в сторонке от деревень, склад авиационной амуниции, которая хранилась исключительно в наземных постройках. Впечатляющие объёмы рабочей силы, задействованной в стройке, так же объясняется тем, что возвести сотню наземных объектов, со всей инфраструктурой, так же дело не простое. Что касается взрывов, то это может объясняться тем, что наступательная тактика красной армии, предполагала незамедлительное уничтожение всех укреплений и складов неприятеля, производя невосполнимые потери инфраструктуры, на случай если наступающие будут отброшены обратно. Возможно, Бруно и другие свидетели, слышали, как первые три дня, от деяний советских сапёров, в лесу на воздух взлетали немецкие склады. Ведь сказать точно, были ли взрывы на земле или под землёй – не мог никто из них.
Подземная версия со странными неувязками: Предположим, что на объекте все же были подземные производственные площади. Неясными остаются причины, почему заключённым не помогли, на протяжений тех трёх дней, пока те взрывами прорывались на поверхность. При демонтаже объекта, его обязательно должны были вскрыть и так же демонтировать. Приверженцы подземной версии, разделились на два лагеря, одни настаивают на том, что именно в 1946 году, после расчистки и демонтажа, входы в объект, взорвали ещё раз (такая практика, действительно применялась). Другие, пытаются убедить окружающих в том, что русские не стали или не смогли раскапывать объект, ограничившись демонтажем наземной инфраструктуры. Следовательно – подземелья «Сандервальда», ещё могут хранить зловещие секреты.
Немного о результатах поисковых работ на местности: на всей площади леса «Сандервальд», располагаются руины капитальных технических конструкции, кабельные и вентиляционные шахты, пронизывающие всю территорию объекта. Тем не менее, нам пока не удалось обнаружить никаких следов укреплённых бункеров и производственных площадей (а они должны были бы быть), неплохо сохранились остатки железнодорожной эстакады, что свидетельствует о впечатляющих объёмах груза, циркулировавшего через «объект 694» (склад или все же завод?). Примечательно, что сами рельсы, демонтированы уже очень давно (просека заросла деревьями возрастом 30-40 лет). Все коммуникационные шахты традиционно пусты: под чистую сняты все кабеля, трубы и т.д. Это свидетельствует о том, что объект подвергся тотальному демонтажу и предположительно, в качестве трофейной добычи, вывезен в СССР, это была нормальная практика послевоенного времени.
В северной его части, имеются остатки взорванной, но не совсем серьёзно повреждённой амуниции производства различных стран Европы, периода второй мировой. У ряда польских исследователей, есть мнение что это результат уничтожения трофейной амуниции, сапёрами красной армии, а не целено направленные действия немцев по самоуничтожению объекта (свою версию я изложил выше). Существуют косвенные данные о том, что амуницию взрывали в 1946 году, уже после общего демонтажа объекта.
В октябре 2010, в «песочный» лес, пожаловала целая экспедиция польских геофизиков из Вроцлава и Глогува, которые целый день укатывали открытые площади 3D-георадаром. О результатах их исследований, никому, ничего не известно и к 2013 году. Исследования продолжаются…