Школа. Последнее время о ней ходит очень много разговоров. Хорошо это или плохо? Я, как учитель, считаю, что хорошо. Даже плохой разговор о школе хорош. Он заставляет задуматься, сделать какие то выводы.
Работая в школе, я, за последние пять лет заметил особую тенденцию. Сегодня на пороге школы не поколение новых детей, а поколение новых родителей. Тех, кто считает, что его ребенок, самый-самый. Его ребенок не может иметь троек по предмету, ведь он с раннего детства занимается по особой педагогической методике. День ребенка расписан поминутно. Школа, репетитор, дополнительные кружки, домашнее задание. А если так случилось, что у ребенка оценка, которая не устраивает амбиций родителя, то этому есть свое оправдание - "некомпетентный учитель". Специально пишу в кавычках, чтобы понимали, что компетентность того или иного сотрудника, пусть школьного учителя, врача, сотрудника полиции должны оценивать и делают это все-таки не родители и пациенты, а специально трудоустроенные для этого в многочисленные контролирующие организации люди.
Я крайне редко вызываю родителей своих учеников в школу. Предпочитаю с проблемными вопросами справляться своими силами. Ну а если такое все же случается, то очень часто присутствуют два неприятных момента:
1) Я не смогу придти, у меня работа, другой ребенок, болеет кот (выбрать из списка). Ну как же так, ведь вас приглашают в школу, только потому, что у вашего ребенка проблема, которую мы можем решить только вместе. Мы можем вам обозначить эту проблему, выслушать ваше мнение о ней, подсказать пути решения. Но нет, у вас работа, кот... я этого не пойму, наверное, никогда. Можно отложить свои дела и назначить встречу с учителями в ближайшие хотя бы две недели.
2) Тот момент, с которого я начал - повышенные требования к ребенку. «Если перед ребенком не поставить определенную планку, он никогда к ней не подойдет. Нужно требовать, чтобы он во всем и всегда стремился быть лучшим!» – примерно так рассуждают родители, предъявляющие к своим детям самые высокие требования. Таким родителям я всегда говорю, что прекрасно их понимаю, любой родитель, безусловно, хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим. На самом же деле, для каждого родителя ребенок и так является лучшим по определению, только потому, что он его, собственный. Но. Стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей. Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать ком проблем, который будет все больше затруднять процесс обучения. В таком случае необходимо прекратить:
1) Сводить всю жизнь ребенка к учебе;
2) Награждать ребенка за хорошие оценки;
3) Дать ребенку право на ошибку (плохую оценку), по крайней мере не делать стремительную выволочку за нее, а помочь исправить проблему;
4) Переносить свой опыт на детей;
5) Подвергать сомнению действия преподавателей;
6) Связывать наказание с выполнением домашнего задания.
Такие, вроде бы простые правила, известны каждому родителю. Но родитель нового времени, в гонке за неимоверным успехов, напрочь, к сожалению, забывает о них.