Найти тему

Сила воли. Дисциплина. Как воспитать в себе?

Вы когда-нибудь слышали про «зефирный эксперимент», так называемые исследования отложенного удовольствия?

Сутью первоначального исследования было понять, когда у детей развивается способность отложить удовольствие, то есть умение ждать, чтобы получить то, что хочется. Детей проводили в комнату, освобождённую от отвлекающих факторов, в которой сладкое угощение (зефир) было поставлено на стол.

Исследователи разрешали детям съесть лакомство немедленно, но им обещали удвоить вознаграждение при условии, если они смогут ждать пятнадцать минут, не поддавшись на искушение. Простой выбор: одна зефирина сейчас, или две, но потом. Можете себе представить, что творилось с детишками, которые томились наедине с зефиром? (видеоролики с данным экспериментом есть в свободном доступе в интернете, не поленитесь, посмотрите какие «страдания» испытывают дети, когда глаза видят, а кушать нельзя, но очень хочется…).

Из более чем 600 детей, которые принимали участие в первоначальном эксперименте (1960 год), меньшинство съели мармелад сразу. Тех, кто выдержал испытание  достаточно долго, чтобы получить вторую зефирину, оказалось примерно треть. Возраст был определяющим фактором отложенного удовольствия.

Умение фокусироваться на своих целях определяет нашу силу воли.

Но самое интригующее открытие было сделано много лет спустя. Выяснилось нечто просто потрясающее. В течении последующих 40 лет, наблюдения за жизнью участников исследований, показали, чем лучше был самоконтроль у ребят в детстве (которые смогли вытерпеть и дождаться второй эефиринки), тем больших успехов (подразумевается хорошее здоровье, финансовое благополучие и отсутствие проблем с законом) они добились после тридцати. Это поразительно, но согласно статистическому анализу, уровень самоконтроля ребенка не менее точно предсказывает его будущее в плане финансового положения и здоровья. У человека может быть самое благополучное в мире детство, однако если человек не научится откладывать удовольствие на потом ради своих целей, все изначальные преимущества со временем сойдут на нет.

Это исследование, в некотором роде, есть гиперболизация. Не надо думать, что один единственный выбор пятилетнего ребёнка полностью определит его дальнейшую жизнь. Жизнь сложнее чем исследования в лаборатории. И наши способности к отсроченному удовольствию не есть врождённая способность, но этому можно научиться. Этому надо учиться.

Если пятилетние дети могут устоять перед невероятно притягательным угощением, то и вы сможете сделать то же самое, перед вашим искушением.

Когда мы справляемся с самоограничением, отделяющим нас от мгновенного желания, в дело включаются способность:

🔹 усилием воли перенести свое внимание от объекта желания, который притягивает к себе, как магнит
🔹
устоять перед отвлекающими факторами и удерживать внимание на чем-то другом, скажем на воображаемой игре, тем самым отвлекаясь от вожделенного объекта
🔹
удерживать своё внимание, сфокусироваться, на цели в будущем, например, на двух обещанных зефиринах.

Всё это формирует самодисциплину, воспитывает силу воли. Без дисциплины, без воли вообще ничего сделать не возможно. Воля — внутренняя энергия направленная на то, чтобы заставить себя сделать себя что-то. Первая задача воспитания в себе воли: способность принуждать себя сделать то, что нужно сделать именно тогда, когда нужно это сделать. А что тренирует волю? В первую очередь спорт, так как спорт предполагает некое усилие над собой, преодоление внутреннего сопротивления.

-2

Требуется прежде всего упорная работа на собой. Постоянно тренироваться, тренироваться, тренироваться. Как мышцы слабеют без постоянной нагрузки, так и волевой потенциал исчезает, если его целенаправленно в себе не развивать.

Вообще, главный принцип тренировки самодисциплины – это прерывать приятные, но бесполезные занятия и продлевать полезные, но неприятные. Человек должен совершать регулярные усилия над собой. Этот принцип универсален и работает во всем.  Если вы смотрите телевизор, а уже поздно и нужно ложиться спать, потому что завтра ответственный день, то просто прервите просмотр и выключите его. Если едите что-нибудь вкусное и понимаете, что съеденного уже достаточно, вы наелись – отодвиньте тарелку. И так далее… Начните с малого, потом усложняйте задачи.

Осуществите свой эксперимент: вы обещаете себе что-то маленькое, а потом выполняете обещанное. Снова и снова, пока это не станет привычкой. Например:

✔Ложиться спать не в тот день, когда просыпаться на работу.

✔Пробежать круг за 60 секунд… затем быстрее… ещё быстрее… два круга… три круга…

✔Отжиматься от пола один раз… через день… каждый день… затем еще раз… ещё раз… ещё раз…

✔А если лень или сил нет идти на стадион, то ногами подняться к себе домой (без лифта)… на следующий день опять… опять… утром и вечером… каждый раз когда из квартиры выходите пешком подниматься и спускаться.

✔и т.д.

❗❗❗ Важно

Учитесь оценивать себя по степени достижения своих целей, а не по тому, как ваши достижения выглядят на фоне других. Почему? Потому что всегда можно найти людей, которые будут одобрять то, что вы делаете. А на людей обычно оглядываются для того, чтобы оправдать свое действие или бездействие. К тому же, всегда найдется кто-то делающий это лучше вас. Судите о своих успехах по целям, которым вы сами себе ставите, и больше ни почему.

А без развития в себе навыков преодоления себя, нельзя достичь того, что хочешь, включая и финансовые цели. Поэтому

---------------------------------------------------------------

Повышайте свою ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ!

автор Роман Акентьев
👉 romanakentev.ru/book/
@rakentev

---------------------------------------------------------------