В мире
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прибыл с трехдневным государственным визитом в США. По сути, это – высшая форма официальных взаимоотношений между двумя любыми странами, а не то, как, допустим, Петр Порошенко «заскочил» по дороге на полчасика в Белый дом, дабы сфотографироваться с Трампом. Тут все серьезно.
Понятно, что на месте Назарбаева должен, но не может быть Путин. Каких-то особых вопросов к Казахстану у Трампа нет, если не считать неопределенной ситуации в Афганистане, где Астана в качестве регионального лидера может оказать определенную помощь. Назарбаеву, понятное дело, хочется от США инвестиций. Но самое любопытное – это посредническая миссия между Путиным и Трампом. Не умаляя всей значимости Нурсултана Абишевича и Казахстана в целом, именно тут порылась собака глобальной международной политики.
Что передаст Назарбаев Трампу от Владимира Владимировича? Что ответит Дональд Фреддович? У США и России наметились серьезные терки по Сирии, в Москве напряженно ждут очередного ушата санкций: наверняка в Кремле подготовили пакет возможных «ништяков» в обмен на смягчение позиции. А в США, в свою очередь, имеется свой список уступок, на которые должна пойти Россия, дабы избежать дальнейшего закручивания гаек.
Беда в том, что это во многом разговор слепого с глухим. Нет, не так: глухого с безруким. Путин не желает слышать, Трамп не может действовать. Назарбаев в этом странном диалоге как восточный человек и опытный политик практически незаменим. Но и, к сожалению, практически бесполезен – лично у меня все больше укрепляется мнение, что не Трамп с Путиным решают, как обстоят дела. А те, кто решает, уже давно обо всем договорились.
В России
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова все посчитала и выступила на проходящим сейчас в Москве Гайдаровском экономическом форуме с тремя сенсационными предложениями. Сенсационными – поскольку обычно подобные инициативы федеральные чиновники выдавливают из себя крайне неохотно, по одной, да и то кулуарно, а не публично, по принципу «как бы чего не вышло». Видимо, накипело. Или попросили «накипеть».
Итак, первая инициатива – упразднить все федеральные агентства. Я за! Всего их 18, и они – бессмысленная, на мой взгляд, прослойка между правительственными структурами и множеством бюджетных подрядчиков. Что они делают? Берут деньги в одном месте и передают в другое. Отслеживают эффективность за свой процент. Изображают бурную деятельность. Играют в тетрис. В топку!
Вторая инициатива – заняться перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Я в целом за, но есть нюансы. Дальше – спойлер – будет скучно, пропускайте следующий абзац, если что.
Тенденция последних лет: центр забирает все больше денег у регионов, отдавая им взамен все больше полномочий. Исполнение полномочий обеспечивается федеральными субсидиями и субвенциями. Хитрость в том, что субвенции эти зачастую не покрывают необходимых расходов и регионы вынуждены самостоятельно добирать деньги на их исполнение. Или (еще одна тенденция) – перекладывать полномочия на муниципальный уровень, недодавая, в свою очередь, средства на исполнение городам и районам. Или просто «забивают» на необеспеченные финансами движняки.
Ситуацию надо откручивать обратно, но есть справедливое опасение, что может стать еще хуже. Ибо денег Москве надо все больше, и совсем не на пенсионное обеспечение, как может кто-то думает.
Третья инициатива Голиковой как раз про пенсионное обеспечение. Она предлагает слить все внебюджетные фонды – пенсионный, социального и медицинского страхования – в один. Мотив: в трех фондах работает дофига людей, больше 160 тысяч, на содержание которых ежегодно тратиться более 140 млрд. руб.
С одной стороны – я за сокращение административных расходов, с другой – это же тоже своеобразная форма социальной поддержки! Шутка. На самом деле, куда важнее, как изменятся механизмы сохранения, приумножения и распределения внебюджетных средств. Но направление мысли правильное. Получат ли предложения Татьяны Голиковой шанс на реализацию? Не знаю. Хорошо уже то, что подобные мысли бродят в головах федеральных чиновников.
В Беларуси
Пока в России продолжают дуться на Евровидение, в Беларуси идет активная игра в «царя горы»: 18 февраля покажут национальный отборочный концерт, а пока граждане, желающие отжечь, активно толкаются локтями на предварительных стадиях отбора.
Так, группа исполнителей в лучших советских традициях накатала телегу на одного из кандидатов с простой русской фамилией (и украинским подданством) Alekseev. Дескать, товарищ спел конкурсную песню на концерте в ставропольском цирке (что характерно), только на русском языке (а на Евровидение, стало быть, представил английскую версию). А это ай-ай-ай и нарушение регламента, просьба а-та-та Alekseevа по попе, вплоть до исключения из списка претендентов. Организаторы обещали разобраться.
Тем временем я позырил нарезку предварительного трэша, с которым хотят защищать цвета Беларуси в Лиссабоне. Тут и колготы в сетку, и медведь с инструментом aka нейромонах Феофан, и вышиванки, и нелепые телодвижения с промахами ртом мимо нот. В общем, будет весело, но вряд ли.
В России и Сургуте в частности
Люди готовы за любые деньги получить любые деньги. Когда дружба с головой дает трещину, всегда найдется кто-нибудь, кто решит на этом заработать. Граждане с плохой кредитной историей порой впадают в грусть от невозможности взять очередной кредит – и пишут в интернетах «поможите, люди добрые, дайте кредитушку на любых условиях!». Мир не без добрых людей, только для выдачи наличности добрые люди просят перечислить энную сумму в качестве «страхового взноса». Финал как в басне про лису и сыр, только вместо дифирамбов перьям – обещание дать денег. Понятно, что взывать к благоразумию бесполезно, оно уже давно покинуло грешную землю. Попробую апеллировать к жадности: если уж зажали проценты по кредитам, крепко зажмите и все остальное!
О чем поговорить
О кухне, французской и итальянской. Какая лучше? Спор из разряда, что лучше летает – газовый баллон или топор? Тут уж как подкинешь. Фамилии Бокюза, Дюкасса, Робюшона говорят в пользу марсельезы. Но в целом, на бытовом, так сказать, уровне, Италия, на мой взгляд, вырывается вперед. И даже не потому, что тут придумали пиццу и пасту. Просто в Италии тупо вкуснее. В целом, в среднем и по региональным раскладам. Хотя Франция, конечно, тоже.
Итальянцы очень обижаются, что не выиграли до сих пор ни одного «Золотого Бокюза», этот чемпионат мира по кулинарии. Французы, напомню, побеждали семь раз. Норвежцы – пять. Последний победитель – из США. Итальянцы говорят, что у французов – лучше маркетинг и пиар, а вкуснее все равно у них. Больная тема для двух народов.
Тем временем многие втихую считают, что вкуснее всего в Испании. Не говоря уже про Японию. А вы как думаете?