Необычайное оживление царило на набережной аргентинского порта Мар-дель Плата 17 августа 1945. К одному из пирсов пришвартовалась немецкая подводная лодка. Выстроившийся на палубе экипаж попрощался со своим боевым кораблем троекратным криком “Гип-гип, ура!” после чего проследовал на борт, стоявшего там же, аргентинского крейсера “Адмирал Бельграно”.
На борту крейсера их ждала торжественная встреча в виде оркестра и почетного караула аргентниских моряков. Так в Аргентине встретили последнюю германскую субмарину типа VIIC под номером U-977.
Командир U-977 Хайнц Шеффер не мог скрыть своего удовлетворения по поводу такого приема. Но вскоре его настроение быстро изменилось.
Ему было заявлено о подозрении в том, что на его борту находились :Адольф Гитлер, Ева Браун и Мартин Борман.
В начале мая 1945 года субмарина находилась на одной из военно-морских баз Кригсмарине в Норвегии. Здесь их застало известие о том, что Гитлер погиб в боях за Берлин, назначив своим преемником адмерила Деница, а 2 мая мая она вышла на боевое патрулирование для борьбы с вражескими конвоями.
Но, даже не успев выйти в район патрулирования, лодка получила сообщение о капитуляции Германии. Все подводные лодки должны были прекратить выполнение боевых задач и в надводном положении, закрепив на рубке синий флаг, должны были проследовать в ближайшие порты для последующей сдачи.
По версии Шеффера, следует, что он предложил экипажу не подчиняться приказу, а следовать в Аргентину, потому что в этом случае у них будет больше шансов остаться на свободе.
Решение каждый должен был принять самостоятельно. После чего проголосовали. 31 член экипажа согласились с командиром, а шестнадцать человек изъявили желание вернуться домой. Предстояло принять нелегкое решение.
Ночью, подойдя к побережью Норвегии на берег были высажены 16 человек, решивших вернуться в Германию. Они должны были заявить, что их лодка потерпела крушение и они единственные, кто выжил из экипажа.
10 мая, погрузившись под воду, лодка взяла курс к берегам Южной Америки. Для скрытного продвижения на германских лодках стояло устройство, называемое «шнорхель», представляющая из себя трубу для подачи воздуха с поверхности, что позволяло подводной лодке, без всплытия на поверхность, двигаться с помощью дизельных двигателей.
Далее Шеффер уверяет, что для того, чтобы избежать встречу с военными кораблями англичан и американцев, лодка двигалась в подводном положении более двух месяцев и лишь на 66-й день субмарина впервые поднялась на поверхность.
За это время подводники дошли до предела, сказывалась недостаток экипажа, лица у всех были бледные, под глазами черные круги. Моряки не могли избавляться от отходов, которые скапливаясь в отсеках, наполняли и без того душные помещения зловонием, переборки покрылись плесенью, тела покрылись сыпью, у многих появились нарывы.
Запасы топлива подходили к концу и пришлось перейти на режим экономии идя самым малым ходом, чередуя работу дизеля и электромотора.
Но ,настроение команды заметно улучшилось, по маршруту следования стали попадаться пассажирские корабли с которых доносилась музыка. Война закончилась.
Состояние лодки было ужасным: длительний переход, соленая вода сделали свое дело. Обшивка покрылось бурой ржавчиной.
И вот на горизонте появилась береговая линия. Длительный поход завершался. Это была Аргентина.
И вот, ярким солнечным утром 17 августа 1945 года, U-977 пришвартовалась к пирсу Мар-дель-Плата.
И сразу же вопрос: «Куда вы дели Гитлера?»
Члены экипажа были заподозрены в том, что они тайно вывезли Гитлера из Германии. Экипаж был доставлен в США, где потянулись долгие разбирательства, которые ни к чему ни привели.
В последующем, члены экипажа подлодки провёли несколько месяцев в лагере для военнопленных , находящейся на территории США. После освобождения, судьба у всех сложилась по разном, кто-то из них вернулся домой в Германию, а кто-то остался в Южной Америке. Хайнц Шеффер поселился в Аргентине, где и написал свои мемуары под названием: "U-977"
Поход лодки продлился 108 дней, 66 из которых лодка провела под водой. Так ли это было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Вполне допустимо, что не все было так как рассказывал Шеффер. Возможно, для того, чтобы придать этому походу больше драматичности и показать мужество немецкого подводника, Шеффер» нагнал немного тумана и пустил пыль в глаза»
Кстати, за месяц до этого события (10 июля 1945 года) в этот же порт зашла ещё одна немецкая субмарина - U-530 под командованием старшего лейтенанта Отто Вермута.
Вот это уже наводит на мысль, почему лодки нацистов так стремились попасть в Аргентину?
А может быть все таки была какая то секретная миссия?
Через пару лет после этих событий, обе немецкие подлодки U-530 и U-977 были использованы ВМС США в качестве мишеней. В ходе учений они были торпедированы и потоплены.