Найти в Дзене
Tolmacz

"Хулиганы Скорцени" в Арденах

Что может быть общего между произношением звука "th" в английском слове wreath и немецким наступлением в Арденах зимой 1944 года, любимцем фюрера и главным немецким диверсантом второй мировой война Отто Скорцени и мифологическим Грифоном? Об это в материале histmag.org

Тайное оружие Гитлера- Otto Skorzeny и 150-танковая бригада в Арденах.

Ситуация на фронтах Второй мировой войны в конце 1944 года предзнаменовала неизбежный конец Третьего Рейха. На западе союзники стояли у ворот довоенной Германии. На востоке советские войска готовились к очередному наступлению. Тем не менее, Адольф Гитлер все еще верил в возможность победы.

В июле ему удалось пережить покушение, и хотя это событие сильно повредило его нервы и здоровье, он не потерял энтузиазм, который сопровождал его почти до последних дней обороны Берлина. Это послужило началом необычной операции - последнего рывка немецкой армии на Западном фронте. В центре событий был Otto Skorzeny , который уже тогда считался специалистом по специальным операциям. Созданная им 150-я бронетанковая бригада, в рамках которой работал отдел Einheit Stielau , стала символ изобретательности, амбиций, а также солдатской трагедии. Печальным эпилогом ее истории был расстрел десятков членов этого подразделения, которые, однако, написали страницы необычной истории, создав легенду о "хулиганах Скорцени".

Otto Skorzeny в 1943 roku (fot. Kurt Alber, ze zbiorów Bundesarchiv)
Otto Skorzeny в 1943 roku (fot. Kurt Alber, ze zbiorów Bundesarchiv)

Высадка союзников в Нормандии в июне 1944 года была первым этапом тяжелого марша, направленного к границами Третьего Рейха. В Берлине с беспокойством наблюдали успехи вражеских сил и лихорадочно искали способ сдержать англосаксонскую армию. В сентябре 1944 года Адольф Гитлер приказал подготовить контрудар в районе бельгийских Арден. Четыре года назад немецкие бронетанковые подразделения прекрасно использовали сложный ландшафт, и после быстрой кампании вошли во Францию. Гитлер ожидал повторения успеха, хотя на этот раз противник был определенно лучше организован и подготовлен для сопротивления.

22 октября 1944 года фюрер призвал в Волчье Логово Оберштурмбанфюрера СС Otto Skorzeny, который в 1943 году прославился освобождением Бенито Муссолини из рук итальянских солдат. Спасатель дуче пользовался абсолютным доверием Гитлера. Немецкий лидер поручал ему самые сложные миссии, рассчитывая на его навыки планирования и творчества как командира. Skorzeny родился в 1908 году и по происхождению был австрийцем, что еще больше повышало его котировки в глазах вождя. В 1932 году он присоединился к австрийской нацистской партии. Затем он начал свою военную карьеру, проявив мужество и бравируя перед лицом врага. Он участвовал в кампании против Югославии, сражался на Восточном фронте. В 1943 году ему была доверена должность командира подразделения коммандос. Когда в сентябре он освободил Бенито Муссолини, то завоевал себе доверие Гитлера, который все время видел в Дуче лучшего друга. В Skorzeny же он увидел командира с необычайной харизмой и изобретательностью.

«Это вероятно, самая важная задача в вашей жизни»- произнес фюрер дрожащим голосом во время встречи в Волчьем Логове. Удивленный Skorzeny с тревогой выслушал детали операции. Гитлер нарисовал концепцию бронетанкового удара в районе Арден, где неожиданное наступление должно было разбить ничего не подозревающие войска противника. Фюрер поручил Skorzeny создать специальные подразделения, главной задачей которых должен быть захват мостов через Маас и организация саботажа в тылах американских войск.

Гитлер во время встречи с генералами в марте 1945 года (фото из коллекции Bundesarchiv)
Гитлер во время встречи с генералами в марте 1945 года (фото из коллекции Bundesarchiv)

Командиру мог лично выбирать немецких солдат, которые свободно говорят по-английски. Одетые в американскую форму, они должны были сеять дезинформациею в рядах врага. Сам Skorzeny получил приказ запрещающий непосредственное участие в битве - Гитлер не хотел рисковать жизнью опытного командира. Операции был присвоено кодовое имя «Greif» («Грифон»), что означало мифологическую хищную птицу с телом льва и головой орла. Символизм соответствовал задаче Skorzeny, который несмотря на многочисленные сомнения в военном и юридическом характере операции , решил добросовестно выполнить приказ командования.

Еще в октябре приказом маршала Wilhelma Keitla была создана 150-ю бронетанковая бригада, предназначенная для реализации операции «Грифон». Хотя она входила с состав 6-й танковой армии генерала Seppa Dietricha , на практике она функционировала как самостоятельное подразделение, подчиненное Skorzeniy. В штабы немецких подразделений были отправлены запросы на отправку солдат, говорящих по-английски. Руководство информировало, что добровольцы будут работать в качестве переводчиков. На самом деле задачи, поставленные перед ними, были определенно более сложными, и миссия оценивалась как самоубийственная. Новобранцам даже были выданы капсулы с цианидом, которые они могли использовать в чрезвычайной ситуации. В итоге явилось более 400 человек, из которых только 150 человек смогли общаться на английском языке, и только 10 человек бегло владели языком.Однако и им не хватало практики и навыков с разговоре с носителями языка. Некоторые из них были отправлены в лагеря для военнопленных, чтобы освежить свой английский там в непосредственном контакте с солдатами союзников.

Между тем, в тщательно охраняемом центре в Фридентале Skorzeny, организовал «школу американцев», где немецким солдатам обучали соответствующему поведению. В свою очередь, в Графенвер шла интенсивная боевая подготовка. После 6 недель тяжелой подготовки солдаты все равно были лишены американского акцента, а также знания сленговых выражений. У них были проблемы с правильной артикуляцией некоторых звуков, которые позже были скрупулезно использованы американскими военными, проверявшими произношение звуку TH в слове WREATH. Перед лицом очевидных проблем солдатам было рекомендовано говорить как можно меньше. Хотя это звучит абсурдно, было придумано, что в момент сложной ситуации при общении с с американцами диверсанты будут убегать, имитируя приступ поноса. В случае рутинных проверок личности,было рекомендовано использование ругательств или простых юмористических фраз, таких как «пойти снеси яйцо» или «это я, ваш старый друг, брат».

Немецкое самоходное орудие  StuG III, сзади виден американский M3 Halftrack (фото: Pospesch, из коллекции Bundesarchiv)
Немецкое самоходное орудие StuG III, сзади виден американский M3 Halftrack (фото: Pospesch, из коллекции Bundesarchiv)

Фонетика была не единственной проблемой группы Skorzeny. Не хватало обмундирования и униформы. Командир получил только два захваченных танка Шерман, к которым было добавлено пятнадцать танков Пантера V, стилизованных под американские . Кроме того, он располагал несколько оригинальными джипами и грузовиками. Качество оборудования оставляло желать лучшего, и Skorzeny начал сомневаться в реальности реализации плана. Обнаружились так же недостатки в подготовке солдат, многие из которых не имели боевого опыта. В разговоре с Skorzeny Гитлер обозначил, что подготовка должна быть завершена в течении шести недель - определенно недостаточное времени для соответствующей сработанности отдельных групп. Командир акции решил дополнить бригаду доверенными людьми из 600-го парашютного батальона СС, рассчитывая на их навыки и преданность. Поддержкой бригады должны были осуществлять подразделения, откомандированные от Waffen-SS и Luftwaffe.

Большая часть солдат получила документы, выписанные на американские имена. Создание новой идентичности потребовало новых воинских званий и снабжение диверсантов фотографиями семей, "оставшихся" в США. На курсах практиковались упражнения и характерное, для американских военнослужащих обращения. Многие немецкие солдаты были одеты в мундиры американской армии, полученными в основном из лагерей военнопленных и транспортов Красного Креста. Однако командир был обеспокоен законностью таких действий. Согласно тогдашним воинским традициям, шпионы в форме иностранных армий не могли рассчитывать на снисхождение военных трибуналов, и в большинстве случаев их ждала смерть. Тревога Skorzeny усилилась тем фактом, что в соответствии с более ранним приказом Гитлера солдаты союзников, захваченные в немецкой форме, должны были быть расстреляны немедленно.

Немецкая Пантера замаскированная под  американский уничтожитель танков M10 Wolverine (общественное достояние)
Немецкая Пантера замаскированная под американский уничтожитель танков M10 Wolverine (общественное достояние)

Немецкий командир даже консультировался с юридическим персоналом штаба генерала Wintera. Диверсантам было рекомендовано носить американскую униформу на немецкие мундиры , и при начале боя снимать верхнюю одежду. Однако трудно представить, торопливо раздевающихся солдат, тем более, что значительная часть столкновений была результатом случая, а не запланированного обмена огнем. Позже эта ситуация ( c формой) стала источником обоснованных правовых споров.

По организационной структуре вся 150-я бронетанковая бригада была разделена на четыре части: боевая группа «X» оберштурмбанфюрера СС- Hardiecka, боевая группа «Y» хауптмана Scherffa , боевая группа «Z» оберстлейтнант Wolfa и Эйнхейт Стейлау оберштурмфюрера СС Stielaua , в рамках которой было еще девять небольших отделений. В последнюю были включены самые продвинутые, в плане языка, солдаты. Остальным было поручено выполнять несколько более традиционные задачи. Наиболее важным из них было занятие двух мостов через Маас в регионах Амай и Хай. Всего в 150-й бронетанковой бригаде действовало более 2500 человек, 160 из которых входили в состав подразделений коммандос , приданных отдельным группам.

Немецкие солдаты во время сражений в Арденнах (общественное достояние).
Немецкие солдаты во время сражений в Арденнах (общественное достояние).

16 декабря немцы начали наступление в Арденнах с кодовым названием «Wacht am Rhein». Первоначально застигнутые врасплох, союзники остановили наступление немецких бронетанковых войск,проверяя амбициозный план Гитлера на прочность. 150-я бронетанковая бригада должна была следовать за 1-м бронетанковым корпусом, а затем выйди вперед и притворяться отступающим американским подразделением. Она действовала из района Мюнстеррайфель, ожидая освобождения переднего плана и дальнейшей атаки в направлении Льежа и Намюра.

Из-за отсутствие продвижения вперед 6-й армии генерала Dietricha Skorzeny предложил включить силы подчиненного ему подразделения в регулярные бои. Его войска (в основном боевые группы «X» и «Y») залегли в окопах на окраинах Малмеди, где 21-28 декабря произошло кровопролитное столкновение с силами американского 291-го саперного батальона и 120-го пехотного полка. Американцы с легкостью отбили все немецкие атаки. Сам Skorzeni был тяжело ранен осколком. После недели окружении Мальмебы 150-я танковую бригаду сменила 18-ая гренадерская дивизия, а в последних числах декабря, бригада была расформирована.

Источник Автор: Mateusz Łabuz

Материалы пересказанные TOLMACZ содержат оценки и информацию исключительно авторов и не отражают позицию TOLMACZa