Найти в Дзене
Лаборатория Нектона

Оливер Кастл - история одной фальшивки (Англия)

Oliver's Castle video – до сих пор, один из самых известных и популярных видеосюжетов, якобы подробно запечатлевших процесс появления загадочных «кругов на полях»…

Вероятно, можно еще долго гадать, каким именно образом появляются сложные пиктограммы на полях, но по «общепринятой версии», популярной у дилетантов или просто «экспертов по аномальным явлениям» - все точки над «i», расставила знаменитая сенсационная видеосъемка, которая была сделана 11 августа 1996 года в местечке Оливер-Кастл (Уилтшир. Англия).

знаменитое видео. Ищите по названию: Oliver Castle
знаменитое видео. Ищите по названию: Oliver Castle

Ее представил, в ноябре того же года в Финляндии, участникам Первой конференции по исследованию внеземного разума, и будущего человечества, уже известный Британский исследователь «кругов на полях» Колин Эндрюс (Colin Andrews). Видеокамера оператора, бесстрастно зафиксировала пролет над полем трех пар светящихся шаров. Сначала два шара, двигаясь по сложной траектории, казалось, наметили контуры будущего "полотна". Затем их маневр повторила вторая пара шаров, и буквально на глазах (за 1,5-2 секунды) колосья пшеницы послушно улеглись, создав идеальную пиктограмму. И тут же, как бы проверяя качество работы, над рисунком пролетела третья пара "шаровых молний".

Столь сенсационный видеоматериал не мог оставить безучастным никого. К анализу уникальной видеопленки подключились очень известные эксперты в области видеомонтажа и спецэффектов.

Консультант НАСА по вопросам видеофотографического анализа, эксперт по компьютерному анализу Джим Дилетоззо (Jim Dilettoso) заключил: 

"После тщательного - кадр за кадром - компьютерного анализа мы обратили внимание на то, что во время движения этих шаров за ними остается энергетический вихревой след... Злаки пришли в движение после того, как над ними появились шары. Каждый "круг" появляется за счет спирального движения энергии, идущего вслед за летящими объектами... Данная пленка была выполнена без применения компьютера, что говорит о ее подлинности... Я полагаю, что нет такого аниматора, который бы смог создать такую пленку... Я не нахожу никаких следов фальсификации данных кадров". Другие независимые эксперты пришли к аналогичному выводу: на пленке зафиксировано реальное событие.

Истерия продолжается даже спустя полтора десятка лет, и некоторые особо знающие «специалисты» до сих пор, умудряются приводить этот ролик, как главный наглядный аргумент, подтверждающий что «круги на полях», изготавливают загадочные ШОНГи.

Как вы наверное уже сразу догадались, все было бы в общепринятой версии «почти так», если бы не было – масштабной фальсификацией. Учитывая, что данный случай фактический не отражен в Русскоязычных публикациях, на правах Британского уфолога, свободно владеющего русским, я постараюсь компенсировать это упущение, как говорится, из первых рук. Итак, усаживайтесь поудобнее, сейчас во всем разберемся…

11 Августа 1996 года, 10:45; в пабе «Barge Inn» в Алтон Барнс (Alton Barnes), где собираются энтузиасты «кругов на полях»(местное британское название энтузиастов - «Кроппи»), раздался телефонный звонок. Мужчина, представившийся как Джон Уэйли, настойчиво просил срочно разыскать ведущих исследователей сообщества, Колина Эндрюса или Питера Соренсена. Загадочный незнакомец, утверждал, что этим утром, стал свидетелем невероятного аномального явления, которое произошло в районе замка Оливер. С его слов, несколько светящихся шаров, прямо на глазах, за несколько секунд, образовали гигантский геоглиф, на поле, прилегающем к замковой территории, и невероятной удачей, оказалось то, что у невольного свидетеля уникального явления, с собой оказалась видеокамера, с помощью которой, он успел подробно заснять весь процесс образования «кругов на полях». Это была просто бомба! Встречу с незнакомцем, назначили на вечер, и началось томительное ожидание сенсационной съемки.

-2

Поздно вечером, того же дня, уникальный материал, доставил в «Barge Inn», сам очевидец невероятного явления. Присутствовавшие в пабе, немногочисленные члены сообщества цереологов («Кроппи»), имели уникальную возможность увидеть отснятый материал, правда… всего лишь, через видоискатель видеокамеры Джона Уэйли. Восхищению исследователей не было предела!

Как впоследствии припомнит немецкий исследователь-фотограф Ульрих Кокс(Ulrich Kox), в это время, гостивший у коллег-цереологов в «Бардж Инн», днем ранее, он определенно видел этого человека в баре, и тот демонстративно заявлял, что не смотря на скверную погоду, будет вести наблюдение, и даже собирается заночевать прямо на поле у замка Оливер. Все было более чем убедительно, и непобедимый энтузиазм удачливого Уэйли, принес уникальный результат. Конечно, это была суперсенсация!

Вслед за этим, со стороны цереологических предводителей в лице Колина Эндрюса, Питера Соренсена и доктора Коллет Доуэл (Dr. Colette Dowell), начались томительные переговоры, о передаче авторского материала, для изучения, и последующего использования (правда, каждый из них, желая заполучить материал, преследовал сугубо свои интересы). Однако, таинственный незнакомец, весьма неохотно шел на переговоры, и сославшись на то, что уезжает в путешествие по Франции, умело растянул интригу томительного ожидания. Все же, настойчивость принесла ожидаемые результаты, и вскоре, Питеру Соренсену в результате конфиденциальных переговоров, удалось уговорить господина Уэйли, отдать материалы хотя бы на экспертизу, с категорическим условием не передавать съемку телекомпаниям и третьим лицам. Путем каких то невероятных ухищрении, этим двум исследователям (Соренсен-Эндрюс), все же удалось раздобыть ознакомительную копию сенсационного фильма.

Несмотря на то, что уже гораздо позднее Колин Эндрюс напишет, что уже при первом изучений фильма, сразу почувствовал розыгрыш, и даже якобы заметил «монтажные стыковки», но… именно он, в Ноябре того же года, представит эту пленку на конгрессе в Финляндии, надолго увековечив эту несложную в общем то подделку. Однако о своих «догадках», не проронит ни слова, ни в этот раз, ни позже, на Уфологической конференции в Бристоле, которая прошла 15 декабря, того же года.

Так или иначе, сводный отчет по результатам исследований фильма, был опубликован только в мае 1997 года и совершенно очевидно, что разоблачение фальшивки, было уже совершенно не выгодно Колину Эндрюсу, ведь именно благодаря этой «сенсации», он внезапно стал известен и знаменит не только в Великобританий.

Формально, Эндрюс, «мягко выражаясь», допустил ряд ложных заявлений, касательно подлинности фильма, и продолжал упорно набирать аргументы в пользу его сенсационности (упомянутый отчет, 1997 года, кардинально и втихаря , переделают в марте 1999). 
Одним из таких аргументов, стал и упомянутый в начале статьи, консультант НАСА Джим Дилетоззо (о нем я расскажу отдельно, чуть дальше).

Эксклюзивное, персональное обладание ознакомительной копией фильма, жесткие условия не распространения и высокий градус интереса, поверг Англоязычное уфологическое сообщество не только в острую полемику, но и в серию разоблачительных скандалов. Дошло даже до того, что некоторые участники уфологической тусовки, сделали ряд признательных заявлений, о том, что именно они изготовили фальшивку, при этом с пеной у рта, указывая друг на друга пальцем, как на заказчика (например, история с Мэтью-Эндрюсом и другие..). На этом фоне, я бы хотел сделать важно замечание - до весны 1997 года, никаких серьезных технических исследований фильма не проводилось, просто потому что Эндрюс, обладая единственной копией фильма, очень сомнительного качества, предлагал ознакомится с ним, только тем, мнение кого, ему было интересно или выгодно. В силу этого, все кто остались за бортом, обсуждали лишь слова тех, кто этот фильм видел, или утверждал что видел.

Однако, в суматохе сенсации и интриг, все забыли про настоящего автора съемки – Джона Уэйли (John Wheyleigh). И вскоре, целый ряд скандалов, связанных с фильмом, все же заставили Эндрюса кардинально пересмотреть личную стратегию, и более не заинтересованный в доказательствах подлинности фильма, тот нанимает частных детективов, дабы доказать обратное (в своих последующих публикациях, он попытается сдвинуть этот момент, чуть ли не на начало всей этой истории, однако он лукавит..).

Вскоре выяснилось, что никакого Джона Уэйли (John Wheyleigh), на самом деле не существует, а настоящее имя этого человека - Джон Уэйб (John Wabe), и работает он, в студии спецэффектов в Бристоле. На этом подробности от Эндрюса, таинственно заканчиваются.

Похоже, что только доктор Доуэлл, задалась целью, распутать этот клубок, и она приступила к самостоятельным поискам загадочного мистера Уэйба…

Логично предположив, что загадочный «очевидец» (Д.Уэйб) должен был иметь физическую возможность, рано утром с камерой и штативом наперевес, бродить по фермерским полям в районе замка Оливер, она решилась «прошерстить» все монтажные телестудии ближайшего, относительно крупного города Бат (Bath), где как ей казалось, теоретический мог работать Уэйб. Вскоре выяснилось, что некто господин Уэйб, действительно, иногда в частном порядке, использует графическую станцию компании “BDC Studio” (в те года, мощные компьютеры были редкостью) в одноименном городе, для создания различных анимационных эффектов. Далее, ниточка потянулась в Бристоль, к студии «First Cut». И вскоре, доктор Доуэлл, обнаружила место работы неуловимого шутника. Следующим шагом, должно было стать его публичное разоблачение. Для этого планировалось задействовать телекомпанию Nippon TV, и заодно, отснять очень занимательной сюжет, об истории этой «цереологической видеосенсации».

Успешная облава на Уэйба, состоялась 4 июня. Застав умника прямо на рабочем месте (тот, привычно работал над монтажом, у графической станции), и не смотря на отчаянную попытку сбежать от телерепортеров, он все же был пойман на автостоянке, где ему в лоб, задали ряд неудобных вопросов, отвечая на которые, он не особо отпирался, признал авторство фильма, однако от комментариев отказался, сославшись на условия райдера телеканала «Discovery Channel USA», который, как оказалось, уже выкупил эксклюзивные права на использование фильма (!). Позже, в сотрудничестве с тем же «Nippon TV», Уэйб все же сделает тематический сюжет, под названием «покаяние».

Вслед за этим, один за другим, станут всплывать заключения проспавших все, экспертов, которые тут же, не только найдут «очевидные» признаки монтажа на последовательных полукадрах съемки, но и незначительные смещения траектории «шаров», относительно основного видеоряда, возникшие из-за неустойчивости штатива. А затем, так же непринужденно, раскусят несложный механизм возникновения «тремора» от ручной съемки, ровно как и другие, сегодня уже ставшими классическими - признаки цифрового монтажа. Однако, причины этого внезапного прозрения я уже описывал чуть выше.

В этой связи, отдельно хочется упомянуть роль упоминаемого уже, эксперта Джима Дилетоззо(Jim Dilettoso), по сути, ставшего невольным заложником интриг вокруг фильма. На самом деле, очень похоже, что его умело вовлекли в полемику, попросту передернув сказанные им слова. Изучение обстоятельств «безответственного» заявления «о подлинности видео с Оливер кастл», со стороны именитого эксперта, сводится к тому, что для ознакомления с видеороликом, ему предложили бегло взглянуть на некачественную копию, в которой на первый взгляд, тот «не увидел явных признаков подделки» (это вполне логично, учитывая низкое качество копии), посоветовав приобрести у владельца оригинальную мастер-копию, и переправить ее к нему в США, для подробного анализа.

Очевидно, что последнюю просьбу Джима, в этом контексте не приводят, полагаясь лишь на его предварительные выводы об «отсутствии очевидного монтажа». Аналогичным способом, на удочку Эндрюса, “попались” и еще с десяток известных экспертов и видеоинженеров из Англии и США. 
Как прокомментировал предлагаемую к экспертному ознакомлению копию фильма, режиссер и продюсер Дэн Дрэсин(Dan Drasin): «В мое распоряжение, поступила кассета VHS, с невероятно плохим качеством записи, «зернистая» и «размытая» копия, к тому же, переписанная с системы 50 Гц PAL на Американскую 60 Гц NTSC..».

Однако вернемся к нашей истории, вскоре, по просьбе «Discovery Channel», разоблаченный Д.Уэйб, подробно и наглядно продемонстрирует, как именно изготовил фальшивку, а в 2005 году, на экраны выйдет документальный фильм «National Geographic» (продюсеры: Timothy Dilworth & Dana Kemp) из серии «Is it real?» (23-я серия: Круги на полях) где сам Уэйб, охотно раскрывает секрет создания своей «сенсации».

-3

Механизм изготовления подделки, до безобразия прост. Предварительно отсняв план поля со «свежей» пиктограммой, длительностью в несколько секунд (1: Общий план), Джон едет в студию. Далее, вырезает с общего плана, фрагмент «нетронутого» поля, и совмещает его по линиям, оставляемым сельскохозяйственной техники, закрывая «заплаткой» изображение пиктограммы (2: Аппликация). Поле этого, по верху отснятой картины, добавляет полет светящихся шаров(3: Добавление эффектов), кульминацией которого, становится постепенное «исчезновение» наложенного фрагмента, закрывающего уже существующую на поле пиктограмму (4: Комбинация). При этом, создается иллюзия того, что пиктограмма появляется буквально на глазах.

пример последовательности апплицирования
пример последовательности апплицирования

Однако, по поводу обстоятельств съемки и организации «мероприятия», невольно возникла существенная неувязка, которую я не встречал у англоязычных исследователей, и я полагаю, ее попросту не учли. Суть ее сводится к тому, что как я уже упоминал, Уэйба, видели в пабе «Бардж Инн» накануне поздно вечером, где он делал запоминающийся заявление, о желаний заночевать на поле у замка Оливер. Однако такой расклад, предполагает два варианта. Первый – пиктограмму действительно сделали кропмейкеры той же ночью, а Уэйб, как и утверждает в своей «официальной версии», наткнулся на нее рано утром, и почувствовав творческое вдохновение, сделал съемку общего плана, после чего, отправился к себе в студию. Далее, всего за пару часов изготовив фальшивый видеоролик, уже к вечеру того же дня, представил фальшивку, на суд первых зрителей. Звучит не плохо, но, это совсем не так…

Важная деталь, телефонный звонок в «Бардж Инн», с подробностями съемки, раздался утром, следовательно, к 10:45, у Уэйба, уже была полностью завершенная и переснятая с монтажного монитора копия фальшивки, что «немного не стыкуется» по времени, и говорит в пользу совсем другого предположения…

Непонятно, по какой причине, на ряд ключевых технических деталей, совершенно не обратили внимание, именитые эксперты. Собственно, а ведь с этого, и надо было начинать проверку обстоятельств, при которых была сделана запись. Обрати на это внимание сразу, хоть один исследователь – и обман, раскрылся бы, еще на начальном этапе.

-5

Обратите внимание, на общий план съемки. Оператор, расположился на вершине, в центре крепостного вала «Оливер кастл», и с насыпи, снимал общий план поля, с заранее изготовленной пиктограммой. Теперь, немного занимательной астрономии. Обратите внимание, на обозначенные направления, откуда должно было светить солнце на восходе и на закате...

  • Азимут захода: 290 (примерно 20:00)
  • Азимут восхода: 65 (в 6:00, заявленные Уэйбом)

Следовательно, теперь, обратите внимание на направление теней (обозначены на рисунке), на кромке уложенных элементов пиктограммы. Вы не ошиблись – тень, действительно падает в юго-восточном направлений, а не наоборот, как должно исходить из «официальной версии» мистера Уэйба, следовательно, съемка никак не могла быть сделана в утренние часы, поскольку на кадрах видно, что солнце находилось фактический на закате в Западной части небосвода.

-6

Следовательно, другая версия предполагает - у Уэйба были не менее загадочные сообщники, изготовившие пиктограмму вечером, на закате. Очевидно, что отснять общий план на следующий день, было бы уже невозможно (пиктограмму бы уже обнаружили патрули «кроппи»), и поскольку по «официальной версии», съемка сделана в 6 утра (Солнце должно быть на востоке, и вообще, закрыто замковым валом).

По моему мнению, события развивались следующим образом: накануне вечером, около 20:00 отсняв общий план поля, с уже изготовленной сообщниками пиктограммой-фальшивкой, Уэйб спокойно отправился в «Бардж Инн» (от замка Оливер до Бардж Инн, 25 минут езды), где обращает на себя внимание, заявив, что едет ночевать на поле, после чего, отправляется прямиком домой в Бат (час езды). И утром, приступает к монтажу ролика, а как только, идея будущей сенсации приняла конкретные технические очертания, он звонит в «Бардж Инн», рассказывает «как все было», и назначает встречу на вечер. Дальше вы уже знаете. Если мои предположения верны, то это не только гениальная провокация, но и неплохой бизнес!

В этой связи, за кадром, осталось неясной, но почти очевидной связь Уэйба с известным фальсификатором Робом Ирвингом (Rob Irving), тем самым, что сфальсифицировал кадры с НЛО для издания “Fortean Times”, и который так же, проживает в городке Бат. Ряд Британских исследователей, склоняется в пользу того, что удачливый делец, помимо неплохого заработка от телевещательных компаний, за счет проката видеоролика, в рамках этой провокации, так же, умудрился провернуть рекламную акцию компании «Mcan Erickson», производящую профессиональную фотооптику. Участие этой компании в созданий поддельных «кругов на полях» кстати, предмет отдельного разговора. Не известными остались и сообщники, изготовившие для Уэйба, фальшивую пиктограмму. Полагаясь на мой опыт, их должно быть 6-8 человек, и действуя стандартными методами механической укладки, пиктограмму такой площади и сложности, можно изготовить примерно за 2-2,5 часа…

Итак, сеанс магии с последующим разоблачением закончен. Я надеюсь, что эта информация, обязательно пригодится вам в дальнейшем. Подписывайтесь на канал - тема будет продолжена..